СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

1.         Краткая техническая характеристика

2.         Устройство тормозной системы

3.         Техническое обслуживание тормозной системы

4.         Ремонт

5.         Техника безопасности и пажаробезопасности

6.         Список литературы  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Краткая  техническая  характеристика

автомобиля  ВАЗ- 2106.

             Параметры

         Общие  данные

                    Число  мест

                             5

Снаряженная  масса  автомобиля,  кг

                          1.045

Разрешённая  максимальная  масса, кг

                          1.445

 Максимальная  скорость  км/ч

                          152

Время  разгона  с  места  с  переключением передач  до  100 км/ч.  сек. 

                           

                            16

Наименьший  радиус  поворота  по  оси  следа  наружного  переднего  колеса,  м.

 

                            5,6

                     Шины

   165/80 R-13  или  175/70 R-13

           Стояночный  тормоз

 

 

Ручной, с тросовым приводом на колодки тормозных механизмов задних колёс.

     Привод  рабочих  тормозов

 

 

Гидравлический, двухконтурный, с вакуумным усилителем и регулятором давления в приводе задних/тор

                   Тормоза

     Дисковые и барабанные

    Порядок  работы  цилиндров

                       1-3-4-2

             Рабочий  объём,  л

                     1,5  и  1,6

Диаметр цилиндра и ход поршня, мм   

                       79x80

Число и расположение цилиндров

               Четыре  в  ряд

        

        Система  электропроводки                             

 

Однопроводная, отрицательный полюс источников тока соединён с У массой Ф.

     Номинальное напряжение, В.

                            12

          Передаточное  число

            На  39  или  41x 10

             

              Задняя подвеска

 

 

Зависимая, с одной поперечной и четырьмя продольными штангами, с цилиндрическими пружинами и телескопическими амортизаторами

     Объём  топливного  бака, л

                            39

         Применяемое  топливо

 

                        АИ-92

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Устройство тормозной системы

 

 Назначение

 

Тормозная система служит для снижения скорости и быстрой остановки автомонбиля, а также для удержания его на месте при стоянке Наличие надежных тормозов позволяет увеличить среднюю скорость движения, а, следовательно, эффективность при эксплуатации автомобиля. К тормозной системе автомобиля предъявляются высонкие требования. Она должна обеспечивать возможность быстрого снижения скорости и полной остановки автомобиля в различных условиях движения. На стоянках с прондольным уклоном до 16% полностью груженый автомобиль должен надежно удержинваться тормозами от самопроизвольного перемещения.

Современный автомобиль оборудуется рабочей, запасной, стояночной и вспомонгательной тормозными системами.

Рабочая тормозная система служит для снижения скорости движения автомобинля вплоть до полной его остановки вне зависимости от его скорости, нагрузки и уклоннов дороги.

Стояночная тормозная система служит для удержания неподвижного автомобинля на горизонтальном участке или уклоне дороги и должна обеспечивать неподвижное

состояние снаряженного легкового автомобиля на уклоне 23% включительно. Стоянночная тормозная система выполняет также функцию аварийной тормозной системы в случае выхода из строя рабочей тормозной системы.

Запасная тормозная система предназначена для плавного снижения скорости движения автомобиля до остановки, в случаи отказа полной или частичной рабочей системы; она может быть менее эффективной, чем рабочая тормозная система.

Вспомогательная система тормозов предназначена для поддержания постояннной скорости автомобиля, при движении его на затяжных спусках горных дорог, с ценлью снижения нагрузки на рабочею тормозную систему при длительном торможении.

Каждая тормозная система состоит из тормозных механизмов, которые обеснпечивают затормаживание колес или вал трансмиссий, и тормозного привода привондящего в действие тормозной механизм. Тормозной механизм может быть колесный, трансмиссионный, барабанный и дисковый.

                          

          

 Дисковый тормозной механизм составляют

              1.    тормозной диск,

              2.    поршень с манжетом,

              3.    поршни с манжетом,

              4.    тормозная колодка.

 

 

 

 

 

 

 

Вакуумный усилитель

 

Резиновая диафрагма 10 (рис. 1) вместе с корпусом 21 клапана делят полость ванкуумного усилителя на два камеры: вакуумную А и атмосферную В. Камера А соединняется с впускной трубой двигателя.

Корпус 21 клапана пластмассовый. На выходе из крышки он уплотняется гофринрованным защитным чехлом 13. В корпусе клапана размещён шток 1 привода главного цилиндра с опорной втулкой, буфер 20 штока, поршень 12 корпуса клапана, клапан 18 в сборе, возвратные пружины 16 и 17 толкателя и клапана, воздушный фильтр 14, толнкатель 15.

При нажатии на педаль перемещается толкатель 15, поршень 12, а в след за ними и клапан 18 до упора в седло корпуса клапана. При этом камеры А и В разобщаются. При дальнейшем перемещении поршня его седло отходит от клапана и через образонвавшийся зазор камера В соединяется с атмосферой. Воздух, поступивший через фильтр 14 в зазор между поршнем и клапаном и канал D, создаёт давление на диафрагнму 10. За счёт разности давления в камерах А и В корпус клапана перемещается вместе со штоком 1, который действует на поршень главного цилиндра.

При отпущенной педали клапан отходит от своего корпуса и через образовавншийся зазор и канал С камеры А и В сообщаются между собой.

 

 

 

Рис. 1. Вакуумный усилитель: 1 - шток; 2 -уплотнительное кольцо фланца главного цилинднра; 3 - чашка корпуса усинлителя; 4 - регулировочнный болт; 5 - уплотнитель штока; 6 - возвратная пружина диафрагмы; 7 -шпилька усилителя; 8 -уплотнительный чехол; 9 -корпус усилителя; 10 -диафрагма; 11 - крышка корпуса усилителя; 12 -поршень; 13 - защитный чехол корпуса усилителя; 14 - воздушный фильтр; 15-  толкатель; 16 - возвратнная пружина толкателя; 17-  пружина клапана;   18 -клапан; 19 - втулка корпуса клапана; 20 - буфер штока; 21 - корпус клапана; А -вакуумная камера; В - атмосферная камера; С, D - каналы.

 

 

 

 

 

 

 

Регулятор давления

 

Регулятор давления служит для регулирования давления в гидроприводе тормознных механизмов задних колёс в зависимости от нагрузки на заднюю ось автомобиля. Он включён в оба контура тормозной системы и через него тормозная жидкость постунпает к обоим задним тормозным механизмам.

Регулятор давления крепится к кронштейну двумя болтами. При этом передний болт одновременно крепит вильчатый кронштейн рычага привода регулятора давления. На пальце этого кронштейна шарнирно штифтом крепится двуплечий рычаг. Его верхннее плечо связано с упругим рычагом, другой конец которого через серьгу шарнирно соединяется с кронштейном рычага задней подвески.

Кронштейн 3 вместе с рычагом 5 за счет овальных отверстий под болт крепления можно перемещать относительно регулятора движения. Этим регулируется усилие, с которым рычаг 5 действует на поршень регулятора.

При увеличении нагрузки автомобиля упругий рычаг 10 (см. рис. 2.) нагружается больше и усилие от рычага 5 на поршень увеличивается, то есть момент касания головнки поршня и уплотнителя достигается при большом давлении в главном тормозном цинлиндре. Таким образом, эффективность главных тормозов с увеличением нагрузки увенличивается.

 

 

Рис. 2. Привод регулятора давления: 1 - регулятор давления; 2, 16 - болты крепления регулятора давления; 3 - кронштейн рычага привода регулятора давнления; 4 - штифт; 5 - рычаг привода регулятора давления; 6 - ось рычага привонда регулятора давления; 7 - пружина рычага; 8 - кронштейн кузова; 9 - кроннштейн крепления регулятора давления; 10 - упругий рычаг привода регулятора давления; 11 - серьга; 12 - скоба серьги; 13 - шайба; 14 - стопорное кольцо; 15 -палец кронштейна; А, В, С - отверстия.

 

 

 

 

 

 

 

Главный тормозной цилиндр

 

 

Главный цилиндр с последовательным распонложением поршней (рис. 3.). На корпусе главного цилиндра крепится бачок 13, в заливной горловине которого установлен датнчик 14 аварийного уровня тормозной жидкости. Уп-лотнительные кольца 5 высокого давления и кольца заднего колесного цилиндра взаимозаменяенмы.

 

Рис. 3. Главный цилиндр с бачком: 1 - корпус главного цилиндра; 2 - уплотнительное кольцо низкого давления; 3 - поршень привода контура "левый пенредний-правый задний тормоза"; 4 - распорное кольцо; 5 - уплотнительное кольнцо высокого давления; 6 - прижимная пружина уплотнительного кольца; 7 - танрелка пружины; 8 - возвратная пружина поршня; 9 - шайба; 10 - стопорный винт; 11 - поршень

привода контура "правый передний-левый задний тормоза"; 12 - соединительная втулка; 13 - бачок; 14 -датчик аварийного уровня тормозной жидкости.

 

При отказе контура тормозов "правый передний - левый задний тормоза" уплотнительные кольца, втулка под давлением жидкости сместятся в сторону пробки до упора тарелки в седло. Давление в заднем тормозе будет регулироваться частью регунлятора, которая включает в себя поршень с уплотнителем и втулкой. Работа этой части регулятора, при отказе названного контура, аналогична работе при исправной системе. Характер изменения давления на выходе регулятора такой же, как при исправной сиснтеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тормозной механизм переднего колеса

 

Рис. 4. Тормозной механизм передннего колеса: 1 - тормозной диск; 2 - нанправляющая колодок; 3 - суппорт; 4 -тормозные колодки; 5 - цилиндр; 6 -поршень; 7 - уплотнительное кольцо; 8 -защитный чехол направляющего пальнца; 9 - направляющий палец; 10 - занщитный кожух.

 

 

 

 

 

 

 

Тормозной механизм переднего колеса дисковый, с автоматической регулировнкой зазора между колодками и диском, с плавающей скобой. Скоба образуется суппорнтом 3 (рис. 4.) и колесным цилиндром 5, которые стянуты болтами. Подвижная скоба крепится болтами к пальцам 9,которые установлены в отверстиях направляющих колондок. В эти отверстия закладывается смазка, между пальцами и направляющей колодок установлены резиновые чехлы 8. К пазам направляющей поджаты пружинами тормознные колодки 4.

В полости цилиндра 5 установлен поршень 6 с уплотнительным кольцом 7. За счет упругости этого кольца поддерживается оптимальный зазор между колодками и диском.          

 

Тормозной механизм заднего колеса

 

Тормозной механизм заднего колеса (рис. 5.) барабанный, с автомантическим регулированием зазора межнду колодками и барабаном. Устройстнво автоматического регулирования зазора расположено в колесном цинлиндре. Его основным элементом явнляется разрезное упорное кольцо 9 (рис. 6.), установленное на поршне 4 между буртиком упорного винта 10 и двумя сухарями 8 с зазором 1,25-1,65 мм.

Упорные кольца 9 вставлены в цилиндр с натягом, обеспечивающим усилие сдвига кольца по зеркалу не менее 343 Н (35 кгс). Что превышает усилие на поршне от стяжных пружин 3 и 7 (см. рис. 5.) тормозных колодок.

 

Рис. 5. Тормозной механизм заднего колеса: 1 - гайка крепления ступицы; 2 - ступица колеса; 3 - нижняя стяжная пружина колодок; 4 - тормозная колодка; 5 - направляющая пружина; 6 - колёсный цилиндр; 7 - нижняя стяжная пружина; 8 - разжимная планка; 9 - палец рычага привода стояночного тормоза; 10 - рычаг привода стояночного тормоза; 11 - щит тормозного механизма.

 

Когда из-за износа накладок зазор 1,25 - 1, 65 мм полностью выбирается, буртик на упорном винте 10 (см. рис. 6.) прижимается к буртику кольца 9, вследствие чего упорное кольцо сдвигается вслед за поршнем на величину износа. С прекращением торможения поршни усилием стяжных пружин сдвигаются до упора сухарей в буртик упорного кольца. Таким образом, автоматически поддерживается оптимальный зазор между колодками и барабаном.

 

 

 

 

Рис. 6. Колёсный цилиндр: 1 - упор колодки; 2 - защитный колпачок; 3 -корпус цилиндра; 4 - поршень; 5 - уплотнитель; 6 - опорная тарелка; 7 - пружинна; 8 - сухари; 9 - упорное кольцо; 10 - упорный винт; 11 - штуцер; А - прорезь на упорном кольце.

     

Стояночная тормозная система

Стояночная тормозная система с механическим приводом, действует на тормознные механизмы задних колес. Привод стояночного тормоза состоит из рычага, регулинровочной тяги, уравнителя, троса, рычага ручного привода колодок и разжимной планнки.

 

 

 

Датчик аварийного уровня тормозной жидкости

Датчик аварийного уровня тормозной жидкости механического типа. Корпус 2 (рис. 6.) датчика с уплотнителем 4 поджимается к основанию 3 зажимным кольцом 5, которое навертывается на горловину бачка. Одновременно к торцу горловины поджинмается фланец отражателя 6. В этом положении зажимное кольцо удерживается двумя фиксаторами, выполненными на основании 3.

 

Рис. 7. Датчик аварийного уровня торнмозной жидкости: 1 - защитный колпачок; 2 -корпус датчика; 3 - основание датчика; 4 - уп-лотнительное кольцо; 5 - зажимное кольцо; 6 - отражатель; 7 - толкатель; 8 - втулка; 9 -поплавок; 10 - неподвижные контакты; 11 -подвижный контакт.

 

 

Через отверстие основания проходит толкантель 7, соединенный с поплавком 9 при помощи втулки 8. На толкателе расположен подвижный контакт 11, а корпусе датчика - неподвижные контакты 10. Полость контактов герметизируется защитным колпачком 1. При понижении уровня тормозной жидконсти в бачке до предельно допустимого, подвижнный контакт опускается на неподвижные контакты и замыкает цепь лампы аварийной сигнализации на щитке приборов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Техническое обслуживание тормозной системы.

 

Неисправности тормозной системы.

К неисправностям тормозов, возникающих в процессе эксплуатанции автомобиля, относятся: недостаточная эффективность торможения, плохое растормаживание или заклининвание тормозных механизмов, увеличенный свободный или рабочий ход педали, неполное растормаживание колес, сильный нагрев дисков и тормозных барабанов, увеличение усилия прелагаемого к тормозной пендали, скрип или вибрация тормозных механизмов колес, самопроизвольное торможение при рабонтающем двигателе.

Недостаточная эффективность торможения исключает возможнность своевременной остановки автомобиля при обычных условиях движения, а при сложной обстановки к дорожно-транспортным происншествиям.

Не одновременность действия тормозов не позволяет своевременнно и правильно остановить автомобиль, приводит его к заносу при торнможении. Плохое растормаживание колес вызывает перегрев тормозных механизмов, быстрый износ тормозных накладок и, как следствие, занклинивание или слабое действие тормозов, повышенный расход топлива.

Причиной слабого действия тормозов может быть не герметичнность системы, нарушение регулировки принвода и тормозных механизмов, износ или замасливание накладок торнмозных колодок, недостаточное количество тормозной жидкости системе тормозов.

Не одновременность действия тормозов колес может быть вызванна: нарушением регулировок тормозных механизмов, а так же засорением шлангов и трубопроводов.

Заклинивание тормозов может быть из-за: поломки стяжных прунжин или обрыва накладок тормозных колодок, заедание поршней тормозных цилиндров.

 

Техническое обслуживание

Эксплуатация тормозной системы включает в себя постоянный контроль и ТО в процессе эксплуатации автомобиля.

При исправной тормозной системе полное торможение должно происходить после однократного нажатия на педаль примерно на половину ее хода, при этом водинтель должен ощущать большое сопротивление к концу хода педали. Если сопротивленние и торможение наступают при отжатии педали на большую величину, то это свидентельствует об увеличение зазора между тормозными барабанами и колодками. Если же сопротивление педали слабое, она пружинит и легко отжимается до пола, а полного торможения не происходит или происходит после нескольких последовательных нанжатий, это означает, что в систему проник воздух. В этом случае надо немедленно опнределить и устранить причины попадания в систему воздуха, поскольку даже малейншее нарушение герметичности может привести к опасным последствиям при необхондимости резкого торможения.

Растормаживание должно происходить быстро и полностью, что определяется по накату автомобиля после отпускания педали тормоза.

После первых 2000 км пробега, а затем через каждые 10000... 15000 км надо проверять: герметичность системы, состояние трубопроводов, шлангов и соединений; эффективность работы тормозных механизмов колес; состояние колодок тормозных механизмов; регулировку стояночного тормоза.

После первых 2000 км пробега, а затем через каждые 30000 км следует провенрять: свободный ход тормозной педали, крепление всех деталей и узлов, работоспонсобность регулятора давления задних тормозов, состояние тросового привода ручного тормоза (целостность резиновых защитных чехлов, обрывы проволочек троса).

Заменять тормозную жидкость в гидроприводе рабочей тормозной системы ренкомендуется через каждые 75000 км пробега на автомобилях ВАЗ, через 30000 км пробега или 2 года эксплуатации - на остальных автомобилях.

Гибкие шланги независимо от их состояния надо заменить новыми после 125000 км пробега или после 5 лет эксплуатации автомобиля.

Замена тормозной жидкости в гидроприводе тормозов производится в слендующем порядке:

-установить автомобиль на смотровую яму или эстокаду;

-снять защитные колпачки с клапанов выпуска воздуха из колесных тормозных цилиндров, надеть на клапаны резиновые шланги, вторые концы которых опустить в

 прозрачные сосуды;

-отвернуть клапаны на 1/2-3/4 оборота, а помощнику резко нажимать на торнмозную педаль и плавно отпустить ее. По мере прекращения истечения жидкости понследовательно завернуть все клапаны. Жидкость из сосудов слить, залить свежую торнмозную жидкость в бачок и отвернуть клапаны;

- помощнику резко нажимать на тормозную педаль и плавно отпускать ее, слендя за уровнем жидкости в бачке и не допускать лсухого╗ дна;

- по мере появления жидкости в емкости последовательно завернуть все клапанны;

- лпрокачать╗ тормозную систему, как описано ранее.

 

Проверка работоспособности вакуумного усилителя

Нажмите 5-6 раз на педель тормоза при неработающем двигателе, чтобы создать в полостях А и В (см. рис. 1) одинаковое давление, близкое к атмосферному. Однонвременно по усилию, прикладываемому к педали, определите, нет ли заедания корпуса клапана.

Удерживая педаль тормоза в нажатом состоянии, запустите двигатель.

При исправном вакуумном усилителе педаль тормоза после запуска двигателя должна "уйти вперед".

Если педаль тормоза не "уходит вперед", проверьте крепление наконечника шланга, состояние и крепление фланца наконечника в усилителе, шланга к наконечнинку и штуцеру впускной трубы двигателя, так как ослабление крепления или их поврежндение резко снижает разрежение в полости А и эффективность работы усилителя.

 

 

Регулировка привода тормозов

 

       Свободный ход педали тормоза при неработающем двигателе должен составлять 3-5 мм. Регулировку осуществляют перемещением выключателя стоп-сигнала при отнпущенных гайках. Выключатель нужно установить так, чтобы его буфер

упор педали, а свободный ход педали равнялся 3-5 мм. В таком положении затянуть гайки.

Если выключатель стоп-сигнала излишне приближен к педали, то она не возвранщается в исходное положение. При этом клапан 18 (см. рис. З.1.), прижимаясь к корпунсу 21, разобщает полости А и В и происходит неполное растормаживание колес при отпущенной педали.

Если перемещением выключателя стоп-сигнала не удается устранить неполное растормаживание тормозных механизмов, то отсоедините от вакуумного усилителя главный цилиндр привода тормозов и проверьте выступание регулировочного болта 4 относительно плоскости крепления фланца главного цилиндра (размер 1,25-0,2 мм). Этот размер можно установить, придерживая специальным ключом конец штока, а другим ключом завертывая или отвертывая болт 4.

Регулировка стояночной тормозной системы

Если стояночная тормозная система не удерживает автомобиль на уклоне 25% при перемещении рычага на 5-7 (4-8)* зубцов сектора, отрегулируйте систему в слендующем порядке:

поднимите рычаг привода стояночного тормоза на 1-2 зубца сектора, (данная операция выполняется только для зубчатого сектора "старой" конструкции);

ослабьте контргайку 7 натяжного устройства и, завертывая регулировочную гайнку 6, натяните трос;

проверьте полный ход рычага 2, который должен быть 4-5 (2-4)* зубцов по секнтору, затем затяните контргайку.

Выполнив несколько торможений, убедитесь, что ход рычага не изменился, а конлеса вращаются свободно, без прихватывания при полностью опущенном рычаге 2.

Проверка работоспособности регулятора давления на автомобиле.

Установите автомобиль на подъемник или смотровую канаву, очистите регулятор давления и детали его привода от грязи.

Внешним осмотром убедитесь, что регулятор давления и детали его привода не имеют повреждений, отсутствует подсекание тормозной жидкости, заглушка утоплена в отверстие корпуса на 1-2 мм, отсутствует люфт в соединении серьги с упругим рычангом и пальцем кронштейна.

Попросите помощника нажать на педаль тормоза. Поршень при этом должен вындвигаться из корпуса на 1, 6 - 2, 4 мм, сжимая пластинчатую пружину 5 (см. рис. 3.2.) до упора её в рычаг 5. Рычаг 5, преодолевая усилие со стороны упругого рычага 10, понвернется относительно штифта 4.

Несоответствие перечисленным требованиям, отсутствие хода поршня, а также его недостаточный или чрезмерный ход свидетельствуют о неисправности регулятора или его привода. В этом случае отремонтируйте или замените регулятор давления, а после его установки отрегулируйте его привод.

 

Проверка трубопроводов и соединений.

Для предупреждений внезапного отказа тормозной системы тщательно проверьте  состояние всех трубопроводов и соединений, обращая внимание на следующее:

                        металлические трубопроводы не должны иметь забоин, царапин, натирав, акнтивных очагов коррозии и должны быть расположены вдали от острых кронмок, которые могут их повредить;

                             тормозные шланги не должны иметь видимых невооруженным глазом трещина наружной оболочке и следов перетирания; на них не должны попадать миннеральные масла и смазки, растворяющие резину; сильным нажатием на педаль тормоза проверьте, не появится ли на шлангах вздутий, свидетельствующих об из разрушении;

                        все скобы крепления трубопроводов должны быть целыми и хорошо затянунты; ослабление крепления или разрешение скобы приводит к вибрации трунбопроводов, вызывающие их поломки;

                        не допускается утечка жидкости из соединений главного цилиндра с бачком и из штуцеров, при необходимости замените втулки бачка и затяните гайки, не подвергая трубопроводы деформации.

При затягивании гаек трубопроводов следует пользоваться ключом 67.7812.9525 Обнаруженные неисправности устраните, заменяя поврежденные детали новыми. Гибкие шланги, независимо от их состояния, замените новыми после 125000 км пробега или после пяти лет эксплуатации автомобиля, чтобы предупредить внезапные разрывы вследствие старения.

 

Проверка механизма переднего колеса

Проверка биения тормозного диска

Проверка механизма заднего колеса

 

 

 

 

 

 

 

4.Ремонт.

 

Причиной слабого действия тормозов может быть не герметичнность системы гидравлического привода, нарушение регулировки тормозного механизма, износ или замасливание накладок торнмозных колодок.

 

Ремонт главного тормозного цилиндра состоит в снятии его с авнтомобиля, разборке, замене манжет, сборке и установке на автомобиль. Снятие главного тормозного цилиндра производится после отъединения от него тормозных трубок и отсоединения его от двух шпилек вакуумнонго усилителя. Отсоединенные тормозные трубки следует заглушить рензиновыми колпачками от клапанов для прокачки тормозов.

 

Разборка главного тормозного цилиндра производится в следуюнщем порядке. Снять с установленного на нем бачка крышку, слить из ненго тормозную жидкость и отсоединить бачок от цилиндра. Отвернуть стопорные винты и пробку в торце цилиндра и аккуратно вынуть из корнпуса поршни с манжетами и пружинами. После разборки главного цинлиндра следует внимательно осмотреть его детали. Необходимо убедитьнся, что зеркало цилиндра и рабочие поверхности поршней не имеют ринсок, следов коррозии и других дефектов. При дефектах, вызывающих значительное изменение внутреннего диаметра цилиндра или при однонстороннем его износе, необходимо заменить цилиндр в сборе. Резиновые манжеты рекомендуется заменять новыми при каждой разборке главного цилиндра.

Сборка главного тормозного цилиндра производится в порядке, обратном его разборке. Перед сборкой главного цилиндра следует пронмыть все детали в чистой тормозной жидкости. керосина, или дизельного топлива на детали, так как при этом могут быть повреждены резиновые манжеты. При сборке главного цилиндра необходимо правильно установить маннжет на поршнях, не допуская их перевертывания.

Установка главного тормозного цилиндра на автомобиль произвондится в порядке, обратном его снятию. После установки нужно залить в бачок тормозную жидкость и прокачать тормоза.

 

Ремонт тормозных колодок барабанных тормозов

состоит в заменне их изношенных фрикционных накладок и производится в следующем порядке:

-очистить колодку от грязи и снять остатки приклеенной ранее нанкладки шлифовальным кругом или напильником;

- сделать шероховатой внутреннюю поверхность новой накладки;

- тщательно обезжирить наружную поверхность колодки;

 - нанести на внутреннею поверхность накладки и на наружную пон      поверхность колодки тонкий слой клея ВС-10Т и подсушить в течение 30 мин. При температуре 15 градусов;

- прижать детали друг к другу давлением 0,5..0,8 МПа и в сжатом виде выдержать в сушильной камере при температуре примерно 190 грандусов не менее 40 мин., не считая времени прогрева до этой температунре;

-охладить детали в сжатом виде до температуры не выше 50 градунсов, после чего снять готовую колодку с приклеенной накладкой и проншлифовать наружную поверхность накладки.

 

Ремонт рабочих тормозных цилиндров задних барабанных торнмозов состоит в замене изношенных уплотнительных манжет их поршнней, а также в замене рабочего цилиндра в случае его сильного износа или повреждения.

Замена уплотнительных манжет рабочего тормозного цилиндра задннего тормоза производится при вытекании через изношенные манжеты тормозной жидкости. Для этого при снятых тормозных колодках удаляют с цилиндра резиновые защитные чехлы и вынимают из цилиндра поршнни. После демонтажа удаляют из канавок поршней изношенные уплотнительные манжеты и устанавливают на них новые манжеты при помощи оправки либо неострой отвертки, предварительно смочив поршни и маннжеты тормозной жидкостью для облегчения сборки. Затем вставляют поршни в цилиндры на прежние места и надевают защитные чехлы, понсле чего устанавливают тормозные колодки, надевают тормозные баранбаны и прокачивают тормоза. Для проверки отсутствия подтекания жиднкости из отремонтированного рабочего цилиндра нужно несколько раз резко нажать на педаль тормоза и, еще раз сняв тормозной барабан, оснмотреть рабочий цилиндр. При подтекании из него тормозной жидкости следует заменить весь тормозной цилиндр в сборе.

Для замены рабочего тормозного цилиндра необходимо отсоединнить от цилиндра трубку подвода тормозной жидкости путем вывинчинвания ее штуцера из цилиндра и отсоединить цилиндр от щита тормоза.

В случае затруднения при отворачивании тормозной трубки от цилиндра можно отодвинуть рабочий цилиндр с трубкой от тормозного щита и, удерживая штуцер ключом, отвернуть тормозной цилиндр, поворачивая его относительно штуцера. При невозможности разработать штуцер трубки можно аналогичным образом присоединить к трубке новый цинлиндр при его

установке на автомобиль. После замены рабочего цилинднра необходимо прокачать тормоза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструменты и приспособления для проведения ТО и ремонта

 

1.     Диагностический пост для проверки тормозных систем с роликовым стендом.

2.     Линейка для измерения свободного хода педали.

3.     Молоток.

4.     Гаечные ключи 8, 10, 12, 13, 14.

5.     Шланг для прокачивания тормозной системы.

6.     Емкость для прокачивания тормозной жидкости.

7.     Индикаторная головка для определения биения диска.

8.     Монтажная палатка для сдвигания тормозных колодок

Приспособления для прижатия фрикционных накладок к колодкам при их склеивании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Техника  безопасности  и  пожарная  безопасность.

                          

Безопасность  труда.

 

Оборудование  и  инструмент  разрешается  выдавать  только  лицам  прошедшим  инструктаж.  Перед  использованием  электроинструмента  следует  убедиться  в  неисправности  изоляции  и  заземляющего  устройства.  Подсоединять  инструмент  к  сети  разрешается  лишь  при  помощи  штепсельных  соединений.  При  работе  с  переносным  электроинструментами  напряжением  выше  42  вольт  необходимо  использовать  диэлектрические  перчатки,  коврики,  калоши,  подставки.

Техническое  обслуживание  автомобиля  выполняют  на  поточных  линиях  или  постах,  оборудованных  смотровой  канавой,  подъёмником  или  эстакадой.

При  постановке  автомобиля  на  пост  технического  обслуживания  или  ремонта  необходимо  повесить  на  рулевое  колесо  табличку  с  надписью  У Двигатель  не  пускать-  работают  люди  ! Ф.  Если  не  предусмотрено  принудительного  перемещения  с  поста  на  пост  автомобиль  должен  быть  заторможен  стояночным  тормозом  и  включенной  1  передачей,  кроме  этого  должно  быть  выключено  зажигание,  а  под  колёса  положены  опоры  ( не  менее  двух ).  При  обслуживании  автомобиля,  установленного  на  подъёмнике  необходимо  на  механизме  управления  подъёмником  или  пульте,  укрепить  табличку  с  надписью  У Не  трогать-  под  автомобилем    работают  ! Ф.  Во  избежании  самоспускания  гидравлического  подъёмника

 

после  подъёма  автомобиля  следует  надёжно  зафиксировать  положение  плунжера  упором  ( штанги ). 

Электрооборудование  диагностического  стенда  с  бичевыми  барабанами  ( пульт  управления,  аппаратные  шкафы,  блоки  барабанов )  должны  быть  заземлены.  Автомобиль,  установленный  на  барабаны  стенды  необходимо  закрепить  тросом  ( цепью )  и  упорами,  подкладываемые  под  оба  передних  или  задних  колёс.

По  окончании  работы  необходимо  выключить  рубильник  стенда,  закрыть  краны  топливных  баков,  перекрыть  вентиля  подачи  сжатого  воздуха.  Стенды  для  демонтажных-  монтажных  работ  при  ремонте  агрегатов  должны  соответствовать  своему  назначению  и  быть  удобными.

Для  проведения  регулировочных  работ  при  работающем  двигатели  к  зоне  технического  обслуживания  должен  выделяться  специальный  пост  оборудованный  местным  откосом  для  удаления  отработанных  газов.

 

Пожарная  безопасность  при  выполнении работ

при  обслуживании  и  ремонта  автомобиля.

 

Чтобы  не  создать  условий  для  возникновения  пожара.  На  автомобиле  нельзя  допускать  загрязнений  двигателя  топливом  и  маслом.  Оставлять  в  салоне  и  на  двигателе  загрязнённые  обтирочные  материалы,  допускает  течь  в  топливопроводах,  баках  и  приборах  системы  питания,  курить  вблизи  баков  и  других  приборов  системы  питания,  пользоваться  открытым  огнём  при  устранении  неисправности,  разогревать  двигатель  открытым  пламенем.

Курение  на  территории  производственных  автотранспортных  предприятиях  разрешается  только  в  специально  отведённых  местах.

В  гаражах,  стоянка  и  в  помещениях  для  технического  обслуживания  автомобилей  ЗАПРЕЩАЕТСЯ:  пользоваться  открытым  огнём,  паяльными  лампами  и  переносными  аппаратами,  держать  открытыми  горловины  топливных  баков,  мыть  или  протирать  бензином  кузов,  детали  или  агрегаты,  а  также  мыть  руки  и  чистить  одежду  бензином.

В  помещениях  для  стоянки  и  технического  обслуживания  автомобиля  должны  быть  установлены  углекислотные  огнетушители,  ящики  с  сухим  просеянным  песком,  с  противопожарным  инвентарём  ( лопата,  топор,  лом,  ключ  от  водопроводного  крана,  багры  и  вёдра ).

В  помещениях  на  видных  местах  около  телефона  должны  быть  вывешены  таблички  с  указанием  номера  телефона  ближайших  пожарных  команд  и  фамилии  лиц  ответственных  за  противопожарную  безопасность.  На  каждом  предприятии  должны  быть  созданы  добровольные  пожарные  дружины.  При  пожаре  на  автотранспортном  предприятии  необходимо  вызвать  пожарную  часть  или  сообщить  о  случившемся  администрации,  и  не  ожидая  помощи  приступить к тушению  пожара.

 

 

При  возникновении  пожара  на  автомобиле  водитель  должен  воспользоваться  углекислотным  огнетушителем,  забросать  пламя  песком        ( землей )  или  накрыть  брезентом  ( одеждой ).  В  местах  хранения  топлива  и  раздачи  топлива,  ЗАПРЕЩАЕТСЯ:  курить  и  пользоваться  открытым  огнём.  Заправлять  автомобиль  бензином  следует  только  при  неработающем  двигателе.  Автозаправочная  станция,  как  правило,  оборудуют  огнетушителями,  ящиками  с  сеяным  песком  и  противопожарным  инвентарём.

 

           Научная  организация  труда. 

 

Качество  и  производительность  труда  при  техническом  обслуживание  и  ремонте  автомобилей  зависит  не  только  от  квалификации  рабочего,  но  также  во  многом  зависит  от  условий  труда  и  организации  рабочего  места.  Для  этого  необходимо  стены  окрашивать  в  светло- зелёные  тона,  а  также  в  светлые  тона.  Освещение  должно  быть  естественное  и  искусственное.  Необходимо  организовать  места  отдыха,  санузлы  и  места  личной  гигиены.  В  цехе  должна  быть  приточно-вытяжная  вентиляция.  

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Автомобиль - самое распространенное в современном мире механическое транспортное средство.

Началось промышленное производство автомобилей в Европе, а в 1892 году американский изобретатель Г.Форд построил автомобиль конвейерной сборки. В России автомобили начали собирать в 1890 году из импортных деталей на заводах лФрезе и К╗. В 1908 году началась сборка автомобилей лРуссо-Балт╗ на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге сначала из импортных деталей, а затем из деталей отечественного производства.

Однако началом отечественного автомобилестроения считается 1924 год, когда на заводе АМО (ныне ЗИЛ-Московский завод имени Лихачева) были установлены первые отечественные грузовые 1,5-тонные автомобили АМО-Ф с двигателем мощностью 30 л.с. В 1927 году появился первый отечественный новый автомобиль НАМИ-1 с двигателем мощностью 18,5 л.с. С введением в строй в 1932 году Горьковского автозавода началось интенсивное развитие отечественного автомобилестроения. Большим прорывом в производстве лотечественных легковых автомобилей явился ввод в строй Волжского автозавода (ВАЗ,1970год) и Камского (КАМАЗ, 1976 год) по производству грузовых автомобилей.

Значение автотранспорта в экономики России.

На долю автомобильного транспорта в народном хозяйстве России приходится значительная часть перевозимых грузов. Такое массовое использование автомобилей объясняется тем, что они могут доставлять пассажиров и грузы от места отправления до места назначения без пересадки и перегрузки. Это и определило широкое применение автомобилей в Вооружённых силах, где их используют не только как транспортные средства, но и как боевые машины, несущие вооружение.

Автомобиль так же применяется в работе скорой помощи, для перевозки больных людей, в пожарной службе, для тушения пожаров, в милиции, в газовой службе, в строительстве и т.д. В нашей стране распоростронен автомобильный спорт: это трековые гонки и внедорожники 4x4.Автомобиль не только помощник в работе, но и ещё как семейное средство передвижения, средство досуга. Автотранспорт имеет большое значение в экономике России, так как он перевозит большие грузы на длинные расстояния (экспорт), как по регионам России, так и зарубеж (дальнобойщики).

Ученые, механики, принимавшие участие в создании и

производстве автомобилей.

Попытки  создать самодвижущуюся тележку  принимались с   19  века.   В

России над проектом такой повозки работал изобретатель И.П.Кулибин.

В 1770 году французский изобретатель Н.Ж.Кюньо построил паровой трёхколёсный тягач, который явился предшественником не только автомобиля, но и паровоза. Однако паровые повозки были тяжелыми, неудобными для пользования на обычных дорогах и распространения не получили. Появление ДВС лёгкого компактного и сравнительно мощного, открыло широкие возможности для развития автомобилестроения. И в 1885 году немецкий изобретатель Г.Даймлер создал первый мотоцикл с бензинным двигателем, а уже в 1886 году немецкий изобретатель К.Бенц запатентовал трёхколёсный Хавтомобиль. В 1896 году А.Яковлев демонстрировал первый русский автомобиль.

Основные заводы России и выпускаемые в настоящий момент

модели.

Основной завод России Ч Волжский автозавод, построенный в 1970 году в городе Тольятти. Он выпускает автомобили семейства Лада-2115, 2114, 2113,2109-99, новый лПроект-2170╗ -автомобиль 10 семейства, 1,6-литровым мотором, так же одноместный, среднемоторный Lada-Revolution. Автомобили предназначенные для участия в кольцевых гонках, проектировали с 2001 года, привод задний, мотор - 1,6 л, 16 клапанный, мощностью 200 л.с.,6 ступ, КПП, 1 00 км/час - за 6,5с. Максимально - 260 км/час. ОКА-2-1121, Chevrolet Niva-сделано совместно с компанией лДженерол Моторс╗.

Ульяновский автозавод- выпускает автомобили УАЗ-3765м(микроавтобус) УАЗ-2360-в2003году.

Ижевский автозавод - выпускает автомобили ИЖ РаЬu1а, ИЖ лОда-Версия╗. Горьковский автозавод - выпускает автомобили лГазель╗, лСоболь╗, лТигр╗, лВалдай╗, лБаргузин╗. Самая интересная новинка ГАЗа-рестайлинговая лВолга╗ 2004 - ГАЗ - 3111, ГАЗ - 3106 - гражданский внедорожник. лВолга╗ ГАЗ - 31105, и лВолга╗ - универсал 2005 модельного года.

Лиаз - 5292 производит Ликинский автозавод, и малый городской автобус ПАЗ - 3237.

Местонахождение автозаводов.

В городе Тольятти построен Волжский автозавод (ВАЗ) - выпускающий легковые автомобили семейства Самара - 2113, 2114, 2115, ВАЗ - 2110, 2111, 2112.

В городе Набережные - Челны (Республика Татарстан) завод грузовых автомобилей КамАЗ-53101, 5410, 5511, ВАЗ- 1111 (ОКА).

В городе Ижевске - выпускают автомобиль ИЖ - 2126.

Горьковский автозавод выпускает автомобили ГАЗ, Волга, Газель, ГАЗ -31029,3110.

Ликинский автозавод выпускает автобусы - Лиаз.

В городе Миасс выпускают автомобили Урал - 4320.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Используемая  литература.

 

 

1.     Журнал-  У За  рулём Ф

2.     Борисов В. И -  Автомобиль  ГАЗ- 24  У Волга Ф

3.     Роговцев В. Л;  Пузанков А. Г;  Ольфильд  В. Д -  У Устройство  и  эксплуатация  автотранспортных  средств Ф.

4.     Платонов  В. A -  полноприводные  автомобили.

5.     Голованенко С. А -  У Экономика  автотранспортного  транспорта Ф.

6.     Румянцев С. И -  У Ремонт  автомобилей Ф.

Ремонт  и  эксплуатация  автомобиля  ВАЗ- 2107  У Мультимедийное  руководство Ф.  У Третий  Рим Ф. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz