Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

1.     Техническая характеристика легкового автомобиля ВАЗ-2106  . . 7

2.     Устройство, принцип работы системы питания ВАЗ-2106 . . . . . . .8

2.1. Принцип действия системы питания  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

2.2. Приборы подачи топлива и воздуха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

3. Техническое обслуживание и ремонт системы питания . . . . . . . . .14

3.1. Неисправности системы питания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

3.2. Ремонт топливного насоса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

3.3. Техническое обслуживание системы питания . . . . . . . . . . . . . . 26

3.4. Инструменты для проведения ТО и ремонта системы питания

       ВАЗ-2106 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ЕЕЕ...Е..27 

4. Диагностика неисправностей двигателя и системы питания . Е. . .28

5.     Технологическая карта лРемонт топливного насоса╗ . . . . . . . . ... .32

6.     Техника безопасности и противопожарная безопасность при ТО и ремонтеЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ.. . . .. . . 34

7.  Список использованной литератур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Изм. 

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Разраб

 

 

 

Система питания ВАЗ-2106

Лит.

Лист

Листов

Проверил

 

 

 

 

у

 

3

40

Т.контр.

Рыжкова ГВ

 

 

 

 

 

 

 

Утв.

Казаков АА

 

 

Введение

 

Началом развития отечественного автомобилестроения считается 1924 г., года на Московском заводе АМО (ныне Московский автомобильный завод им.Лихачева Ц ЗИЛ) были изготовлены первые отечественные грузовые полуторатонные автомобили АМО-Ф-15 с двигателями мощностью 30 л.с.

Первые отечественные легковые автомобили марки ИАМИ-1 с двухцилиндровым двигателем воздушного охлаждения мощностью 18,5 л.с. и с кузовом типа лФаэтон╗ были выпущены в 1927 г. На Московском заводе лСпартак╗. Дальнейшее развитие легковых автомобилей связано с введением в строй в 1931-32 гг. вновь построенного Горьковского автомобильного завода (ГАЗ), а так же реконструированного завода АМО в Москве (ныне Московский автомобильный завод имени Лихачева Ц ЗИЛ).

В 1932 г. на ГАЗе начали производство легкового автомобиля ГАЗ-А с четырехцилиндровым двигателем мощностью 42 л.с. с кузовом типа лФаэтон╗. Дальнейшее расширение производства и совершенствование конструкций легковых автомобилей на ГАЗе было направлено в основном на выпуск легковых автомобилей среднего класса, среди которых были ГАЗ-20 лПобеда╗ (1946-58 гг.), ГАЗ-12 (1950-59 гг.), ГАЗ-21 лВолга╗ (1956-70 гг., ГАЗ-24 лВолга╗ (1970-86 гг.), ГАЗ-24-10 (с 1986 г.), а так же автомобилей большого класса ГАЗ-13 лЧайка╗ (1959-81 гг.) и ГАЗ-14 лЧайка╗ (1977-89 гг.). Наиболее современными моделями легковых автомобилей ГАЗ являются ГАЗ-3102, ГАЗ-31329, ГАЗ-3110.

На заводе ЗИЛ, специализирующемся в основном на производстве грузовых автомобилей, выпускались легковые автомобили только большого и высшего класса: ЗИЛ-101 (1936-41 гг.), ЗИС-110 (1946-58 гг.), ЗИЛ-114 (1967-78 гг.), ЗИЛ-117 (с 1917 г.) и ЗИЛ-4104 (с 1978 г.) в достаточно ограниченном количестве.

В 1040 г. на Московском автомобильном заводе КИМ (бывший филиал

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

4

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

ГАЗа Ц Московский завод малолитражных автомобилей МЗМА, ныне АЗЛК) были выпушены первые отечественные легковые малолитражные автомобили КИМ-10. Массовый выпуск малолитражных автомобилей для продажи населению на МЗМА начался с 1947 г., когда был выпущен автомобиль лМосквич-401╗ (1947-56 гг.) с двигателем 1,07 л, мощностью 16 л.с.

В результате последующих модернизаций на заводе был создан достаточно совершенный для своего времени и весьма популярный малолитражный автомобиль лМосквич 412╗, а затем усовершенствованная модель лМосквич 2140╗, которая выпускалась с 1976 по 1988 гг. С 1986 г. АЗЛК перешел к выпуску современных переднеприводных малолитражных автомобилей АЗЛК-2141 и АЗЛК-21412, в с 1990 г. Ц АЗЛК- 2141-01 и АЗЛК-21412-01.

С 1967 г. автомобили лМосквич-412 И7╗ начал выпускать Ижевский машиностроительный завод. С 1973 г. на Ижевском заводе началось производство лМосквичей╗ с пятидверным кузовом модели ИЖ-2125, а с 1982 г. Ц усовершенствованной модели ИЖ-21251. В настоящее время на Ижевском заводе приступили к производству новой модели легкового автомобиля ИЖ-2126 и продолжают выпуск грузовых автомобилей ИЖ-2715 (фургон) и ИЖ-27151 (пикап), а также грузопассажирской модификации ИЖ-27152 на базе легкового автомобиля лМосквич-412 И7╗.

Большим шагом вперед в производстве отечественных легковых автомобилей явился ввод в строй в 1970 г. Волжского автомобильного завода (ВАЗ), ставшего ведущим в стране предприятием в области легкового автомобилестроения. Его первой моделью был автомобиль ВАЗ-2110. вслед за ним были выпущены более мощные и комфортабельные модели: ВАЗ-2103,

-21011, -2106. -2105, -2107, модели ВАЗ-2102 и -2104 с кузовом луниверсал╗ и полноприводный автомобиль ВАЗ-2121 лНива╗. В 1984 г. на ВАЗе началось производство первого в стране переднеприводного малолитражного автомобиля ВАЗ-2108, а затем ВАЗ-2109. В настоящее время на ВАЗе расширяется

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

5

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

Производство переднеприводных автомобилей ВАЗ-2108, -2109, -21099 наряду с продолжением производства автомобилей с классической схемой компоновки ВАЗ-2104, -2105, -2106, -2107, а также начато производство новой переднеприводной модели ВАЗ-2110. Кроме того, на ВАЗе и на Камском автозаводе (КАМАЗ) совместно разработали и производят переднеприводные легковые автомобили особо малого класса ВАЗ-1111 лОКА╗.

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

6

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

1.   Техническая характеристика легкового автомобиля ВАЗ-2106

Техническая характеристика

Модель автомобиля ВАЗ - 2106

Общие данные по автомобилю

Год начала выпуска

1982

Тип кузова

Несущий трехобъемный четырехдверный

Масса снаряженного автомобиля (собственная масса), кг

в том числе:

на переднюю ось

на заднюю ось

Полная масса, кг

в том числе:

на переднюю ось

на заднюю ось

995

 

 

545

450

1 395

 

635

760

Габаритные размеры, мм

длина L

ширина B

высота H

(в снаряженном состоянии без нагрузки)

передний свес П

задний свес З

база Б

колея передних колес К1

колея задних колес К2

минимальный дорожный просвет под нагрузкой

 

4 130

1 620

1 446

 

651

1 055

2 424

1 365

1 321

 

163

Максимальная скорость движения, км/ч

143

Расход топлива при городском цикле езды, л/100 км

10,2

Тип

Карбюраторный четырехтактный четырехцилиндровый

Число и расположение цилиндров

четыре, вертикально в ряд

Порядок работы цилиндров

1-3-4-2

Степень сжатия

8,5

Рабочий объем, л

1,300

Номинальная мощность, кВт (л.с.)*48

47,0

(63,6)/5 600

Заправочные объемы, л

Топливный бак

39

Смазочная система двигателя

3,75

 

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

7

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

2.   Устройство, принцип работы

системы питания ВАЗ 2106

Система питания двигателя предназначена для хранения, очистки и подачи топлива, очистки и подачи воздуха, приготовления горючей смеси нужного состава для работы двигателя на разных режимах и выпуска отработавших газов (продуктов сгорания) в атмосферу.

Система питания включает в себя топливный бак, датчик и указатель уровня топлива, топливный насос, топливные фильтры, топливопроводы, воздушный фильтр, карбюратор, впускной и выпускной трубопроводы, а также систему выпуска отработавших газов (трубопроводы, глушители).

 

2.1.   Принцип действия системы питания

Принцип действия системы питания карбюраторного двигателя следующий.

При вращении коленчатого вала двигателя начинает действовать топливный насос (рис. 1), который засасывает через сетчатый фильтр 25 топливо из бака 1 и по топливопроводу 2 нагнетает его в поплавковую камеру 8 карбюратора. При движения поршня 22 вниз (такт впуска) под действием разрежения из распылителя 14 карбюратора вытекает топливо, а через воздушный фильтр 12 засасывается очищенный воздух. В смесительной камере 15 карбюратора струя воздуха распыляет топливо и, смешиваясь с ним образует горючую смесь, которая по впускному трубопроводу 17 через открытый выпускной клапан 18 поступает в цилиндр 21 двигателя, где, перемешиваясь с остатками отработавших газов, образует рабочую смесь. При движении поршня вверх происходит сжатие рабочей смеси (такт сжатия) и его сгорание (рабочий ход). Продукты сгорания (отработавшие газы) через открывающийся выпускной клапан 20 по трубопроводам 19 и 23 поступают в глушитель 24 и далее в атмосферу (такт выпуска).

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

8

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

 

Рис. 1. Принципиальная схема система питания карбюраторного двигателя:

1 Ц топливный бак; 2 Ц топливопровод; 3 Ц фильтр тонкой очистки топлива; 4 Ц топливный насос; 5 Ц эксцентрик привода топливного насоса;

6, 7 и 8 игольчатый клапан, поплавок и поплавковая камера карбюратора;

9 и 10 Ц воздушный и топливный жиклеры карбюратора; 11 Ц карбюратор;

12 Ц воздушный фильтр; 13, 14, 15 и 16 Цдиффузор, распылитель, смесительная камера и дроссельная заслонка карбюратора; 17 и 19 Ц впускной и выпускной трубопроводы; 18 и 20 Ц впускной и выпускной клапаны; 21 Ц цилиндр;

22 Ц поршень; 19 и 23 Ц трубопроводы; 24 Ц глушитель; 25 Ц сетчатый фильтр топливозаборной трубки бензобака.

 

Топливом для двигателей автомобилей ВАЗ 2106 является бензин марки АИ-92. В маркировке бензина буква А обозначает, что бензин автомобильный, буква И указывает метод определения октанового числа (исследовательский), а цифры после букв Ц октановое число, которое характеризует стойкость бензина против детонации. Чем выше октановое число топлива, тем меньше его склонность к детонации и тем большая допускается степень сжатия, что в свою очередь позволяет повышать мощность и экономичность двигателя.

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

9

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

Детонация Ц это очень быстрое (взрывное) сгорание отдельных участков рабочей смеси в цилиндрах двигателя со скоростью распространения пламени до 2 000 м/с, сопровождающееся значительным повышением давления газов (при нормальных условиях рабочая смесь в цилиндрах двигателя сгорает со скоростью 30Е40 м/с).

Причинами, способствующими детонации, могут быть применение топлива с низким октановым числом, слишком ранее зажигание, перегрев двигателя.

Иногда явление детонации путают с самовоспламенением, которое появляется от перегрева двигателя, когда рабочая смесь воспламеняется до появления электрической искры в цилиндре вследствие значительного повышения температуры рабочей смеси в конце такта сжатия. Подобное явление наблюдается также при наличии раскаленного нагара в камере сгорания и перегреве свечи зажигания (калильное зажигание).

В том и другом случае после выключения зажигания двигатель некоторое время продолжает работать, чего не происходит при детонации.

При движении для прекращения детонации нужно уменьшить нагрузку на двигатель прикрытием дроссельных заслонок карбюратора, перейти на низшую передачу. Допускается появление детонационных стуков при резком открытии дроссельных заслонок педалью лгаза╗ при разгоне. Если же детонация происходит длительное время или наблюдается постоянно, то необходимо срочно выявить и устранить ее причины во избежание возникновения серьезных неисправностей двигателя (прогорании поршней, клапанов, повышенных износов деталей КШМ и механизма газораспределения).

Для повышения детонационной стойкости в бензин может добавляться этиловая жидкость. Такой бензин называется этилированным и отличается оранжево-красным цветом. Этилированный бензин ядовит и производство его сокращается. При обращении с ним необходимо соблюдать особую осторожность Ц не допускать попадание на тело и одежду, не вдыхать его пары и не засасывать ртом при переливании.

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

10

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

2.2.   Приборы подачи топлива и воздуха

Топливный бак предназначен для хранения запаса топлива. Они изготовлены из освинцованного с двух сторон стального листа и имеют одинаковые составные части: заливную горловину с крышкой, топливозаборную трубку с сетчатым фильтром, датчик указателя уровня  топлива. Кроме того, топливный бак может иметь вентиляционную трубку выхода воздуха из бака при заправке, трубку для слива излишков топлива от карбюратора в топливный бак, а также сепаратор (имеется только в системе питания ВАЗ Ц 2108). Рассмотрим устройство топливного бака системы питания двигателя ВАЗ 2106, имеющего более сложное устройство топливного бака (рис..2).

Рис..2. Общая компоновка системы питания двигателя ВАЗ Ц 2106:

1 Ц сепаратор; 2 Ц клапан двойного действия; 3 и 4 Ц шланги сепаратора; 5 Ц воздухоотводной шланг; 6 Ц заливная горловина; 7 Ц наконечник воздухоотводного шланга; 8 Ц дренажная трубка; 9 Ц сетчатый фильтр топливозаборной трубка; 10 Ц реостатный датчик указателя уровня топлива;

11- - поплавок; 12 и 13 Ц магистрали соответственно слива топлива и нагнетающая; 14 Ц фильтр тонкой очистки; 15 Ц топливный насос; 16 Ц сливной шланг; 17 Ц обратный клапан; 18 Ц карбюратор; 19 Ц штуцер карбюратора;

20 Ц воздушный фильтр; 21 Ц топливный бак; 22 Ц шланг заливной горловины.

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

11

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

Заливная горловина 6 топливного бака в своей верхней части соединяется со шлангом 5, по которому вытесняется воздух пpи заправке. Внутри горловины установлен обратный клапан, не до пускающий вытекания топлива из бака. Заливная горловина соединяется с патрубком бака шлангом 22 из бензостойкой резины Внутренний наконечник 7 патрубка воздухоотводного шланга 5 в баке располагается на определенной высоте, поэтому заполнение бака прекращается, как только уровень топлива перекроет наконечник патрубка. Для предупреждения вытекания топлива из бака через карбюратор при опрокидывании автомобиля на сливном шланге 16 имеется обратный клапан 17. На верхней стенке бака пен фланец с реостатным датчиком 10 указателя уровня топлива в сборе с топливозаборной трубкой с сетчатым фильтром 9 на конце. Поплавок 11 реостатного датчика помещен внутри бака. Аналогичные реостатные датчики уровня топлива в сборе с заборной трубкой и поплавком устанавливаются на всех рассматриваемых автомобилях.

Часть топлива, подаваемая насосом через калиброванное от- специального штуцера 19 карбюратора, расположенного перед игольчатым клапаном поплавковой камеры ниже основного штуцера подачи топлива, по сливному шлангу 16 через обратный клапан стекает в бак. При этом получается непрерывная циркуляция части топлива, что препятствует образованию воздушных пробок и прекращению подачи топлива.

Топливные фильтры предназначены для очистки топлива, поданваемого из топливного бака к приборам системы питания. В систенмах питания изучаемых автомобилей предусмотрена установка топнливного фильтра тонкой очистки топлива с бумажным фильтруюнщим элементом, а также дополнительных сетчатых фильтров в отдельных приборах системы питания. Фильтр тонкой очистки топлива обычно устанавливается на шланге подвода топлива из топливного бака к топливному насосу и может иметь неразборную или разборную конструкцию. Дополнительные сетчатые фильтры имеются на топливозаборной трубке бензобака, на впускных клапанах топливных насосов,

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

12

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

а также в крышках карбюраторов в канале подвода топлива к игольчатому клапану поплавкового механизма.

Топливопроводы служат для подачи топлива от топливного бака к топливному насосу и карбюратору и включают в себя металлинческие стальные трубки и шланги из бензостойкой резины, соединняемые между собой и с приборами системы питания при помощи стальных хомутов.

Воздушный фильтр предназначен для очистки воздуха, поступанющего в карбюратор двигателя для приготовления горючей смеси, от механических примесей, предотвращая тем самым попадание твердых абразивных частиц в цилиндры двигателя и уменьшая изннос его деталей. На изучаемых легковых автомобилях воздушные фильтры сухого типа со сменными фильтрующими элементами. На автомобилях ВАЗ в воздушных фильтрах унифицинрованный фильтрующий элемент. Воздушный фильтр устанавливанется на входную воздушную горловину крышки карбюратора на шпильках через резиновую уплотнительную прокладку с дистанцинонными втулками на всех изучаемых автомобилях.

Воздушный фильтр двигателя ВАЗ-2106 состоит из пластмассового корпуса с крышкой, удерживаемой защелками. В корпусе помещен сменный бумажный фильтрующий элемент, а также имеется демпфирующая камера. Воздухозаборник карбюратора соединен с воздухоочистителем резиновым шлангом.

Устройство для сезонной регулировки позволяет при помощи заслонки обеспечить забор в фильтр подогретого от выпускного трубопровода воздуха через гибкий рукав (при вертикальном положении заслонки), а также забор холостого воздуха через рукав (при горизонтальном положении заслонки). Поворот заслонки осуществляется вручную.

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

13

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

3.       Техническое обслуживание и ремонт системы питания.

3.1.   Неисправности системы питания

Основными неисправностянми системы питания являются: прекращение подачи топлива в карбюратор, образование слишком бедной или богатой горючей смеси, подтекание топлива, затрудненный пуск горячего или хонлодного двигателя, неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, перебои в работе двигателя на всех режимах, а также повыншенный расход топлива.

Прекращение подачи топлива в карбюратор может быть вызванно: засорением топливопроводов и сетчатых фильтров; неисправнностью топливного насоса (прорывом диафрагмы топливного насоса, изнашиванием или загрязнением его клапанов, подсосом воздуха в полость над диафрагмами вследствие неплотного крепнления частей насоса между собой); загрязнением фильтра тонкой очистки топлива 14 ( .рис 2.) и неисправностью клапана двойнного действия 2. Для определения причины отсутствия подачи топлива нужно отсоединить шланг, подающий топливо от насоса к карбюратору, опустить снятый с карбюратора конец шланга в прозрачную емкость (чтобы бензин не попал на двигатель и не возникло возгорания) и подкачать топливо рычагом ручной поднкачки топливного насоса или проворачивая коленчатый вал старнтером. Если при этом появляется струя топлива с хорошим напонром (более точно напор, создаваемый насосом, измеряется с понмощью специального прибора), то насос исправен и следует вынуть топливный фильтр входного штуцера карбюратора и проверить, не засорился ли он. Если напор струи топлива слабый, или же топливо подается периодически с брызгами либо не поднается совсем, то неисправен топливный насос или засорилась магистраль подачи топлива от топливного бака к топливному насосу.

Следует иметь ввиду, что подача топлива при ручной подкачке может отсутствовать также в случае, когда эксцентрик 1 (рис. 3.) привода нажимает на

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

14

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

толкатель 2, который в свою очередь нажиманет на рычаг 18, и шток 13 с диафрагмами находится в крайнем нижннем положении. Поэтому для верности проверку работоспособноснти насоса при помощи ручной подкачки топлива нужно повторить один - два раза после проворачивания коленчатого вала пусковой рукояткой или стартером. Если при такой проверке подача топлива отсутствует и при подкачке топлива вручную не ощущается заметнного сопротивления качанию рычага ручной подкачки топливного насоса, то вероятнее всего неисправен топливный насос. Если же при подкачке топлива приходится прикладывать заметные усилия к рычагу ручкой подкачки Ч то более вероятно, что засорена топливоподающая магистраль от бензобака к насосу.

Рис. 3. Схема устройства и работы топливных насосов двигателей ВАЗ:

а - всасывание топлива; б Ц нагнетание топлива; 1 Ц эксцентрик вала привода насоса; 2 Ц толкатель; 3 Ц отверстие прокладки; 4 и 15 Ц соответственно верхняя и нижняя части корпуса; 5 и 7 Ц соответственно впускные клапан и топливопровод; 6 Ц сетчатый фильтр; 8 и 9 Ц соответственно верхние и нижняя диафрагмы; 10 Ц пружина штока диафрагм; 11 и 18 Ц рычаги соответственно ручной  и механической подкачки топлива; 12 Ц шпилечная пружина рычага ручной подкачки; 13 Ц шток; 14 Ц балансир; 16 и 17 Ц соответственно эксцентрик и возвратная пружина рычага ручной подкачки; 19 и 20 Ц соответственно выпускные топливопровод и клапан; 21 Ц болт крепления крышки; 22 Ц крышка; 23 Ц прокладка крышки; 24 Ц винт; 25 и 26 Ц соответственно наружная и внутренняя дистанционные прокладки

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

15

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

Определение засора топливоподающей магистрали от бензобанка осуществляется ее продувкой шинным насосом со специальной Конусной насадкой либо с помощью компрессора. Для этого нужнно отсоединить от топливного насоса шланг подачи к нему топлинва, вставить в него конусную насадку и подать в него с помощью насоса или компрессора воздух. При этом воздух должен без зантруднений выходить в топливный бак (будут слышны булькающие звуки в баке). При плохой проходимости воздуха по топливной магистрали или ее отсутствии можно попытаться продуть ее, увенличивая давление подаваемого воздуха. Если устранить неисправнность продувкой не удается, то следует снять и прочистить топливоприемную трубку бензобака с сетчатым фильтром или заменить засоренный или помятый топливопровод от бензобака, а также снять и тщательно промыть горячей водой бензобак для удаления имеюнщихся в нем загрязнений. При отсутствии засоров в топливоподающей магистрали к топливному насосу переходят к поиску неиснправности топливного насоса.

Поиск неисправности топливного насоса следует начинать с тщантельного его осмотра с целью обнаружения подтекания топлива ченрез негерметичные соединения его частей или поврежденные динафрагмы. При подсачивании топлива через соединения частей нансоса необходимо подтянуть их крепления. Следует также снять крышку насоса, проверить и прочистить его сетчатый фильтр и опять опробовать действие насоса.

При повреждении диафрагм насоса топливо будет подсачиваться через специальное отверстие в нижней части корпуса, а также попандать в картер двигателя, поэтому при данной неисправности может наблюдаться повышенный расход топлива, повышение уровня маснла в двигателе и падение его давления из-за попадания бензина. При этом разжиженное масло легко стекает со щупа и пахнет беннзином. Эти косвенные признаки позволяют также выявить незначинтельные повреждения диафрагм топливного насоса в эксплуатации, при которых топливный насос еще сохраняет достаточную работонспособность, обеспечивающую достаточную для работы двигателя подачу топлива.

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

16

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

Поврежденные диафрагмы заменяют. Если после проверки и замены диафрагм подача топлива насосом не восстанонвится, то его необходимо снять с автомобиля для ремонта или заменны на новый.

Если топливный насос исправен и обеспечивает достаточный напор топлива, то следует проверить, не засорился ли сетчатый фильтр карбюратора. Для этого нужно отвинтить пробку сетчатого фильтра, прочистить его и продуть сжатым воздухом.

Образование слишком бедной горючей смеси сопровождается лвынстрелами╗ из карбюратора, перегревом двигателя, потерей его мощнности (плохо лтянет╗). Следует иметь в виду, что такими же признаками характеризуется работа двигателя при слишком раннем и слишнком позднем зажигании. Поэтому, прежде чем искать неисправность в системе питания, надо проверить установку момента зажигания.

лВыстрелы╗ из карбюратора происходят вследствие того, что беднная горючая смесь горит медленно и в то время, когда в цилиндре после выпуска отработавших газов начинается такт впуска, в камере сгорания продолжается догорание рабочей смеси. Поэтому поступанющая горючая смесь воспламеняется и горение распространяется по впускному трубопроводу до карбюратора. лВыстрелы╗ из карбюнратора также могут быть следствием неплотного закрытия впускнонго клапана. Для устранения неисправности в каждом конкретном случае необходимо точно установить ее причину.

Потеря мощности двигателя при работе на бедной смеси вызынвается медленным ее сгоранием и, следовательно, меньшим давлением газов в цилиндре. Перегрев двигателя при работе на бедной смеси объясняется тем, что ее сгорание происходит медленно и не только в камере сгорания, но и во всем объеме цилиндра, отчего увеличивается площадь нагрева стенок и повышается температура охлаждающей жидкости.

Причинами, вызывающими образование бедной горючей смеси, могут быть: недостаточная подача топлива в карбюратор; засорение топливных жиклеров главной дозирующей системы, если двигатель глохнет при переходе

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

17

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

на работу с малой частотой вращения коленнчатого вала; подсос воздуха в местах соединения карбюратора с впускнным трубопроводом или впускного трубопровода с головкой цилиндров; заедание поплавка или игольчатого клапана в верхнем полонжении; пониженный уровень топлива в поплавковой камере.

Определять и устранять перечисленные неисправности нужно в следующем порядке: проверить подачу топлива приемами, указаннными выше; при нормальной подаче топлива проверить, нет ли подсоса воздуха в соединениях. Для этого при работающем двигатенле закрыть воздушную заслонку и выключить зажигание, после чего осмотреть места соединения карбюратора и впускного трубопровода. Появление мокрых пятен топлива свидетельствует о наличии в этих местах неплотностей. Для устранения неисправности надо поднтянуть гайки и болты крепления. Если подсоса воздуха не обнаружено, проверить уровень топлива в поплавковой камере и при необнходимости отрегулировать его. Засоренные жиклеры продувают сжантым воздухом от компрессора или обычным шинным насосом с конусной насадкой (при снятой крышке карбюратора). При невознможности продуть жиклер допускается прочистить его мягкой медной проволокой.

Образование слишком богатой горючей смеси сопровождается следующими признаками: черный дым и лвыстрелы╗ из глушителя, потеря мощности двигателя и его перегрев, перерасход топлива, попадание бензина в масло, образование нагара в камерах сгорания и на поршнях.

Появление черного дыма из глушителя объясняется наличием в  отработавших газах продуктов неполностью сгоревшего топлива. лВыстрелы╗ из глушителя происходят вследствие того, что некотонрая часть топлива из-за недостатка воздуха в цилиндрах не сгорает и при выходе из глушителя, соединяясь с кислородом воздуха, воснпламеняется. лВыстрелы╗ из глушителя могут являться также следствием неплотного закрытия выпускного клапана. Потеря мощности объясняется медленным горением богатой рабочей смеси. Попадание бензина в масло (масло становится более жидким и пахнет бензином) происходит из-за конденсации паров несгоревшего топнлива, которое

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

18

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

осаждается на стенках цилиндров, стекает по ним в поддон или снимается вместе с маслом маслосъемными кольцами. Образование богатой смеси может быть вызвано: повышенным уровнем топлива в поплавковой камере вследствие нарушения поплавкового механизма, наполнения поплавка топливом из-за образования в нем трещин или задевания поплавка за стенки поплавковой камеры; изнашиванием, заеданием и неплотным закрытием игольчатого клапана поплавковой камеры, ослаблением посадки его седла; неплотным открытием воздушной заслонки; нарушением герметичности диафрагмы экономазера, мощностных режимов, а также разработкой жиклеров. Эти неисправности определяют и устраняют в следующем порядке.

Снять крышку карбюратора и проверить поплавковый механизм, при необходимости устранить выявленные неисправности и отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере.

Проверить герметичность игольчатого клапана. Для этого повернуть крышку поплавком вверх и, плотно подсоединив к топливоподающему штуцеру резиновую грушу. Если в течении 30 с форма сжатой груши заметно не изменяется, то клапан герметичен, а если нет, то клапан следует заменить. Неплотное открытие воздушной заслонки устраняются при разборке и ремонте снятого с автомобиля карбюратора.

Подтекание топлива может быть вызвано неплотностью спускной пробки топливного бака, а также соединений топливопроводов, трещинами в топливопроводах, негерметичностью диафрагм и соединений топливного насоса. Любое подтекание топлива следует устранять немедленно, т.к. при этом появляется опасность возникновения пожара на автомобиле и неизбежен перерасход топлива.

Затрудненный пуск горячего двигателя может быть следствием неполного открытия воздушной заслонки карбюратора, повышенного уровня бензина в поплавковой камере (перелива), а также нарушения регулировки и засорения жиклера системы холостого хода. Для устранения неисправности вначале можно попытаться  запустить двигатель, нажав до отказа на педаль управления

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

19

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

дроссельными  заслонками (запуск с лпродувкой╗), если это не поможет, следует проверить и при необходимости отрегулировать длину троса привода воздушной заслонки, обеспечивающую ее полное открытие и закрытие, проверить и отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере, отрегулировать систему холостого хода, вывернуть, прочистить и продуть топливный жиклер системы холостого хода и ее эмульсионный канал.

Затрудненный пуск холодного двигателя может быть вызван отсутствием подачи топлива в карбюратор, неисправностью пускового устройства карбюратора, а также неисправностью системы зажигания. Порядок проверки подачи топлива в карбюратор рассмотрен выше.

Если при наличии подачи топлива в карбюратор и исправной системе зажигания холодный двигатель плохо заводится возможнной причиной может быть нарушение регулировки положения возндушной и дроссельной заслонок первичной камеры, а также пневмокорректора пускового устройства. В этом случае необходимо отнрегулировать положение воздушной заслонки регулировкой ее тросового привода и проверить работу пневмокорректора.

Двигатель работает неустойчиво или глохнет при малой частоте вращения коленчатого волана холостом ходу. Эта неисправность монжет быть вызвана многими причинами, в том числе и не связаннынми с работой системы питания, например неправильной установнкой зажигания, образованием нагара на электродах свечей или увенличением зазора между ними, нарушением регулировки зазоров между рычагами (коромыслами) и кулачками распределительного вала, снижением компрессии, подсосом воздуха через прокладки между головкой и впускным трубопроводом и между выпускным трубопроводом и карбюратором. К проверке системы питания, как правило, следует приступать, убедившись предварительно в исправности системы зажигания и механизма газораспределения. После этого надо проверить отсутствие заедания дроссельных заслонок и к привода, а затем регулировку системы холостого хода карбюрантора.

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

20

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

Если регулировкой не удается добиться устойчивой работы двигателя, то возможными причинами неисправности могут быть зансорение жиклеров и каналов системы холостого хода карбюратора, неисправность системы ЭПХХ, а также нарушение герметичности соединений вакуумных шлангов системы ЭПХХ и вакуумного усинлителя тормозов. В этом случае необходимо проверить герметичнность соединений вакуумных шлангов, вывернуть топливный жикнлер системы холостого хода, продуть его и каналы системы холоснтого хода через отверстие от вывернутого жиклера сжатым воздухом (от компрессора или шинного насоса с конусной насадкой) и повнторить регулировку системы холостого хода. На большинстве карбюраторов топливный жиклер системы холостого хода можно вывернуть и продуть, а также продуть каналы системы холостого хода непосредственно на автомобиле, не снимая карбюратора. Затем изводится проверка работы и регулировка системы ЭПХХ. Если указанными способами восстановить нормальную работу двигатенля не удается, то карбюратор следует снять с автомобиля для ренмонта.

Перебои в работе двигателя на всех режимах могут быть вызваны прением сетчатого фильтра, жиклеров или каналов карбюратора, попаданием в него воды, подсосом воздуха через поврежденные прокладки в соединениях карбюратора с впускным трубопроводом или через шланг, идущий к вакуумному усилителю тормозов, ненисправностью ЭПХХ.

Следует иметь в виду, что данная неисправность может быть вызвана также неисправностью других механизмов и систем двигателя, в частности нарушением зазоров в клапанном механизме, нарушениями работы системы зажигания.

Повышенный расход топлива может быть вызван как подтеканинем топлива, так и неисправностью карбюратора Ч нарушением регулировки системы холостого хода, неполным открытием возндушной заслонки, повышением уровня топлива в поплавковой канмере, а также повышенной пропускной способностью жиклеров. Для выявления и устранения повышенного расхода топлива после тщательного внешнего осмотра  топливо-

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

21

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

подающих элементов сиснтемы питания производят регулировку системы холостого хода, проверяют и регулируют открытие воздушной заслонки и уровень топлива в поплавковой камере, проверяют, правильно ли установнлены и не перепутаны ли местами жиклеры главных дозирующих систем карбюратора. Кроме того, повышенный расход топлива может возникать из-за неисправности других систем и механизмов автомобиля (неисправности системы зажигания, ухудшение наката автомобиля из-за неисправности тормозной системы, пониженнонго давления в шинах и др.).

 

3.2. Ремонт топливного насоса

Ремонт топливного насоса состоит в снятии его с автомобиля, разборке, очистке и проверке его деталей, замене поврежденных диафрагм и прокладок, восстановлении герметичности клапанов, сборке, а также в пронверке его работоспособности.

Снятие топливного насоса с автомобиля производится после отнсоединения от его патрубков шлангов подачи топлива и отворачинвания двух гаек его крепления к двигателю.

Разборка топливного насоса производится в следующем порядке. Отворачивают два винта или один болт крепления крышки насоса и снимают ее вместе с прокладкой. Вынимают сетчатый фильтр. Отворачивают винты крепления верхней и нижней частей насоса и снимают его верхнюю часть. При разъединении частей нансоса желательно их пометить, чтобы при последующей сборке было проще сохранить прежнее положение штуцеров насоса. Затем выннимают из нижней части насоса диафрагмы вместе со штоком, для чего на двигателях нажимают на тарелку диафрагм насоса вниз и вбок, а на остальных двигателях нажимают на тарелку и поворачивают ее на 90░.

После разборки детали насоса промывают бензином при помонщи кисточки и продувают их воздухом.

 

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

22

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

Замена диафрагм топливных насосов двигателей обычно производится в сборе со штоком. У топливных насосов остальных двигателей диафрагмы закреплены на штоках гайками и могут быть достаточно легко с него сняты и заменены на новые.

Проверка пружины диафрагмы состоит в измерении ее длины в свободном состоянии и под нагрузкой. Длина пружины диафрагнмы топливного насоса составляет: для двигателей ВАЗ 46,5 мм в свободном состоянии и 24 мм под нагрузкой 32 Н.

Для ремонта бензонасосов удобно использовать специально вынпускаемые ремонтные комплекты, включающие в себя диафрагмы, прокладки, а также клапаны с обоймами и пружинами.

Перед сборкой насоса следует проверить прилегающие друг к другу плоскости верхней и нижней частей корпуса. Покоробленнные плоскости могут быть причиной просачивания топлива. В этом случае нужно выровнять поверхности деталей притиркой, переменщая их с усилием по мелкой наждачной шкурке, положенной на твердую ровную поверхность (например, на стекло).

Сборка топливного насоса производится в порядке, обратном разборке. При сборке необходимо обеспечить правильное взанимное расположение частей насоса. При соединении верхней и нижней частей корпуса вначале следует наживить все винты на одну - две нитки резьбы, завернуть их без усилия, а затем затяннуть их в порядке лкрест-накрест╗.

Проверка работоспособности топливного насоса производится путем измерения создаваемого им давления и его производинтельности при испытании на специальном стенде. Давление и минимальная производительность топливного насоса должна сонставлять у двигателей ВАЗ 0,023...0,03 МПа при 2000 мин -1 и 54 л/ч;

После прекращения работы насоса на стенде создаваемое им Давление должно сохраняться в течение 10 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

23

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

Проверка герметичности клапанов топливного насоса на автомонбиле может быть выполнена с использованием прибора, состоящего из манометра 3 (рис.3.2) и двух шлангов 1 и 5, один из которых с краном 2 надневается на штуцер подачи топлива карбюратора, а друнгой со сменным штуцерами 4 подсоединяется к шлангу, идущему от входного патрубка топливного насонса.

Для проверки насоса открывают кран 2, пускают двигатель и замеряют манометром давление, развиваемое насосом при минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя при работе его на холостом ходу, конторое должно соответствовать приведенным выше значениям. Затем закрывают кран 2 и останавливают двигатель. Через 30 с определяют по  манометру падение давления. Если оно не превынсит 0,01 МПа за 30 с, то насос считается исправным. Затем опять пускают двигатель на 10... 15 с и, остановив двигатель и не занкрывая кран еще раз измеряют падение давления через 30 с. Более быстрое падение давления при повторной проверке уканзывает на негерметичность игольчатого клапана карбюратора.

 

Рис. 4. Прибор для проверки топливных насосов:

1 и 5 Ц шланги; 2  - кран; 3 Ц манометр; 4 Ц сменные штуцеры

 

При отсутствии специального стенда можно проверить топливнный насос на автомобиле упрощенным способом. Для этого нужно предварительно слить из насоса бензин, отсоединив от него шланга и покачав рычаг ручной подкачки.

Затем подсоединить к впускному штуцеру короткий шланг, второй конец которого опустить в емнкость с бензином, а к выпускному штуцеру Ч более длинный (400... 450 мм) шланг, второй конец которого поднять над насосом (можно опустить поднятый конец шланга в прозрачную емкость). При поднкачке

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

24

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

топлива рычагом ручной подкачки или стартером бензин донлжен начать выходить из трубки, поднятой на высоту 400 мм, после не более 25 качаний рычага (оборотов эксцентрика привода насоса). В противном случае насос непригоден для дальнейшего использованния на двигателе и подлежит ремонту или замене.

Перед установкой на автомобиль производится регулировка выступания толкателя рычага привода насоса путем изменения толщины или количества прокладок. Для этого на шпильки крепления насоса устанавливают теплоизоляционную проставку 3 (рис. 5) с уплотнительными прокладками 4 и 5 и измеряют величину Д выступания толкателя, который должен составлять 0,8... 1,3 мм у двингателей ВАЗ. При измерении величины Д выступания толкателя он должен опираться на затылок эксцентрика, при котором обеспечивается минимальное выступание толкателя. Чтобы обеспечить требуемое положение эксценнтрика необходимо медленно проворачивать коленчатый вал клюнчом, заводной рукояткой или за поддомкраченное переднее колесо с включенной передачей (у переднеприводных автомобилей) до приведения толкателя в положение, при котором его выступание станет минимальным. На автомобилях ВАЗ регулировочные пронкладки могут иметь различную толщину Ч 0,27... 0,33 мм, 0,70... 0,80 мм и 1,10... 1,30 мм и регулировку можно производить подбонром толщины прокладок, на остальных двигателях регулировку осуществляют изменением количества прокладок толщиной 0,3 мм.

Рис. 5. Установка топливного насоса на двигателе ВАЗ -2106:

1 Ц эксцентрик распределительного вала; 2 Ц корпус привода насоса;

3 Ц теплоизоляционная проставка; 4 и 5 Ц прокладка; 6 Ц шпилька; 7 Ц гайка;

8 Ц толкатель

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

25

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

3.3. Техническое обслуживание системы питания

Ежедневно перед вынездом следует проверять внешним осмотром соединения топливопроводов, карбюратора и топливного насоса, чтобы убедится в отсутствии подтекания топлива. После прогрева надо проверить устойчивость работы двигателя при малой частоте вращения коленчатого резким открытием дроссельных заслонок и быстрым их закрытием.

После каждых 10 000...15 000 км пробега необходимо:

проверить и подтянуть болты и гайки крепления воздухоочистителя к карбюратору, топливного насоса к блоку цилиндров, карбюратора к впускному трубопроводу, впускного и выпускного трубопроводов к головке блока цилиндров, приемной трубы глушителя к выпускному трубопроводу, глушителя к кузову;

снять крышку, вынуть фильтрующий элемент воздухоочистителя и заменить его новым. При работе в пыльных условиях фильнтрующий элемент следует заменять чаще;

заменить фильтр тонкой очистки топлива. При установке нового фильтра обращать внимание на стрелку на его корпусе, которая должнать направлена по ходу движения топлива к топливному насосу,

снять крышку корпуса топливного насоса, вынуть сетчатый фильтр, промыть его и полость корпуса насоса бензином, продуть сжатым воздухом клапаны и установить все детали на место;

вывернуть пробку из крышки карбюратора, вынуть сетчатый фильтр, промыть его бензином, продуть сжатым воздухом и поставить на место.

Через каждые 20 000 км пробега следует очищать карбюратор и проверять его работу в следующем порядке:

снять крышку и удалить загрязнения из поплавковой камеры. Для этого отсосать резиновой грушей из нее топливо вместе с зангрязнениями. Не следует протирать камеру тряпкой, чтобы не зансорить ворсом жиклеры и каналы;

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

26

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

продуть жиклеры и каналы карбюратора сжатым воздухом от компрессора или шинного насоса с конусной насадкой;

проверить уровень топлива в поплавковой камере карбюратора и при необходимости установить нормальный уровень;

проверить работу системы ЭПХХ карбюратора; отрегулировать карбюратор для работы двигателя на холостом ходу с малой частотой вращения коленчатого вала и на средних оборотах с проверкой токсичности выхлопных газов.

 

3.4. Инструменты для проведения ТО и ремонта системы питания ВАЗ-2106

1)     Прибор для проверки топливного насоса;

2)     Прибор для проверки герметичности игольчатого клапана;

3)     Приспособление для определения пропускной способности жиклеров;

4)     Отвертка;

5)     Манометр для определения давления;

6)     Плоскогубцы;

Гаечные ключи на 12, 12, 13.

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

27

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

4.          Диагностика неисправностей двигателя

и системы питания

 

Перечень возможных неисправностей

Диагностика

Методы устранения

1

2

3

Двигатель пускается долго

Испарился бен-зин из попла-вковой камеры карбюратора (после длитель-ной стоянки, особенно в жаркую погоду)

-

После длительной стоянки можно подкачать бензин рычагом ручной подкачки топливного насоса.

Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу

Засорены топ-ливопроводы, топливные фильтры, вода в топливе.

Осмотр, замена

Очистите сетку бензоприемника, топливные фильтры, при подоз-рении на низкое качество бензина, особенно накануне зимнего сезона, используйте специальные присад-ки к топливу, связывающие воду. После их применения рекомен-дуется промыть или заменить топливные фильтры.

Нарушена регулировка холостого хода двигателя.

Проверить и отрегулировать

Отрегулируйте холостой ход.

Подсос постороннего воздуха во впускной коллектор.

Осмотрите стыки, проверь-те посадку шлангов, штуцеров, затяжку хому-тов. Временно отключите вакуумный усилитель тор-мозов, пережав соответ-ствующий шланг (усилие на педали тормоза значи-тельно возрастет!).

Порванные прокладки, детали с деформированными фланцами, неисправный вакуумный усилитель замените.

Засорены топ-ливные жикле-ры карбюрато-ра (главный топливный и холостого хода)

Двигатель пускается только после нескольких энергичных нажатий на педаль лгаза╗. Горячий двигатель заводится лучше, чем холодный.

Промойте бензином или ацетоном и продуйте жиклеры, при сильном загрязнении прочистите их леской или иглой из мягкого дерева. Плотно заверните жиклеры (не повредите резьбу и жиклер!).

 

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

28

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

 

1

2

3

Недостаточный уровень топли-ва в поплавко-вой камере карбюратора.

Двигатель плохо пускается и плохо лтянет╗. Возможны хлопки в карбюраторе. При вытягивании кнопки лпод-соса╗ рывки и провалы уменьшаются или исчезают полностью. Для проверки уровня топлива снимите крышку карбюратора.

Отрегулируйте уровень топлива.

Топливный на-сос не создает необходимого давления в системе.

Снимите подводящий топ-ливный шланг с карбюра-тора и, зажав его пальцем, подкачайте топливо рыча-гом насоса. Исправный на-сос должен развивать ощу-тимое давление, которое должно держаться в шланге не менее 10 с. Проверьте правильность установки топливного насоса.

Замените топливный насос или его диафрагмы, отрегулируйте высту-пание толкателя (установочными прокладками), при необходимости замените толкатель.

Неплотно за-вернуты топ-ливные жикле-ры карбюра-тора. Засорены воздушные жиклеры.

Из выпускной трубы чувст-вуется сильный запах бен-зина, холодный двигатель пускается лучше, чем горя-чий. Уровень топлива в поплавковой камере нормальный.

Промойте бензином или ацетоном и продуйте жиклеры, при сильном загрязнении прочистите их леской или иглой из мягкого дерева. Плотно заверните жиклеры (не повредите резьбу и жиклер!).

Чрезмерный уровень топ-лива в поплав-ковой камере карбюратора

Из выпускной трубы силь-ный запах бензина, холод-ный двигатель пускается лучше, чем горячий. Сни-мите верхнюю крышку кар-бюратора, проверьте герме-тичность поплавка, лег-кость его перемещения и отсутствие задевания за стенки камеры. Проверка герметичности игольчатого клапана: сняв крышку кар-бюратора и перевернув ее поплавком вверх, подка-чивайте бензин рычагом топливного насоса. Течь бензина из-под иглы или седла клапана недопустима.

Замените игольчатый, отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере.

 

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

29

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

 

1

2

3

Переобогащение смеси из-за вы-текания бензина в картер двига-теля через порванную диа-фрагму топлив-ного насоса.

Масло на щупе пахнет бензином, может загораться сигнализатор недостаточ-ного давления масла на холостых оборотах двигателя.

Замените топливный насос или его диафрагмы; если в масле много бензина, то и масло.

Не поступает +12 В на электромагнитный клапан холостого хода или неисправен сам клапан.

Напряжение питания и отсутствие обрыва в обмотке клапана проверяем автотестером. Срабаты-вание клапана можно определить по щелчку.

Временно подать напряжение на клапан можно непосредственно от клеммы л+╗ аккумуляторной бата-реи (желательно через предохра-нитель) или, вывернув неисправ-ный клапан, удалить его пластмас-совую запорную иглу или заме-нить клапан держателем жиклера (при этом после выключения зажи-гания двигатель может давать вспышки).

Низкие обороты холостого хода

Нарушена регу-лировка холос-того хода.

Регулировка

Отрегулируйте холостой ход

Подсос посто-роннего возду-ха во впускной коллектор

Осмотрите стыки, проверь-те посадку шлангов, штуце-ров, затяжку хомутов. Вре-менно отключите вакуум-ный усилитель тормозов, пережав соответствующий шланг (усилие на педаль тормоза возрастет!).

Порванные прокладки, детали с деформированными фланцами, неисправный вакуумный усилитель замените.

Засорены топ-ливные жикле-ры карбюрато-ра(главный топ-ливный и хо-лостого хода).

Двигатель пускается только после нескольких энергичных нажатий на педаль лгаза╗. Горячий двигатель заводится лучше, чем холодный.

Промойте бензином или ацетоном и продуйте жиклеры, при сильном загрязнении прочистите их леской или иглой из мягкого дерева. Плотно заверните жиклеры (не повредите резьбу и жиклер!).

Недостаточный уровень топли-ва в поплавко-вой камере карбюратора.

Двигатель плохо пускается и плохо лтянет╗. Возможны хлопки в карбюраторе. При вытягивании кнопки лпод-соса╗ рывки и провалы уменьшаются или исчезают полностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

30

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

 

1

2

3

Чрезмерный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора.

Из выпускной трубы силь-ный запах бензина, холод-ный двигатель пускается лучше, чем горячий. Сни-мите верхнюю крышку кар-бюратора, проверьте герме-тичность поплавка, лег-кость его перемещения и отсутствие задевания за стенки поплавковой каме-ры. Проверка герметич-ности игольчатого клапана: сняв крышку карбюратора и перевернув ее поплавком вверх, подкачивайте бензин рычагом топливного насо-са. Малейшая течь бензина из-под иглы или седла клапана недопустима.

Замените негерметичный игольчатый клапан, отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере.

Неплотно завернуты топливные жиклеры

Из выпускной трубы си-льный запах бензина, хо-лодный двигатель пускается лучше, чем горячий. Уровень топлива в поплавковой камере нормальный (для проверки снимите крышку карбюратора).

Промойте бензином или ацетоном и продуйте жиклеры, при сильном загрязнении прочистите их леской или иглой из мягкого дерева. Плотно заверните жиклеры (не повредите резьбу и жиклер!).

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

31

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

 5. Технологическая карта

лРемонт топливного насоса╗

 

№ опе-рации

Рис.

Содержание операции

инструменты

1

2

3

4

1

Очистить (заменить) сетчатый фильтр и заменить диафрагмы можно, не снимая насос с двигателя. Но для удобства работы топливный насос лучше снять и разбирать его на чистой бумаге или ткани.

2

 

Отвернуть болт крепления крышки насоса

Ключ лна 10╗

3

 

 

Снять крышку и аккуратно вынуть сетчатый фильтр

 

4

Осмотреть впускной  клапан (для чего надавить на него тонкой отверткой), при необходимости поправить его положение в седле. Промыть фильтр в растворителе и продуть сжатым воздухом.

5

 

 

Отвернуть шесть винтов, соединяющих верхнюю  нижнюю половины корпуса насосаЕ

Крестообразная отвертка

6

 

 

Е разъединить эти детали

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

32

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

 

1

2

3

4

7

Выпускной клапан проверить так же, как и впускной. Промыть верхнюю часть корпуса в бензине и обдуть ее сжатым воздухом

8

 

Повернув узел диафрагм на 90 о, вынуть его из нижней части корпуса. Снять со штока пружину.

 

9

 

 

Отвернуть гайкуЕ

Ключ лна 8╗

10

 

Е и последовательно снять: верхнюю стальную чашку, две рабочие диафрагмы, наружную и внутреннюю дистанционные прокладки, нижнюю чашку и шайбу.

 

11

Чтобы при снятии и разборке насоса не повредить предохранительную диафрагму, которая со временем прилипает к корпусу и прокладке, отделить ее тонким ножом или плоским щупом. Очистив фильтр и заменив порванные диафрагмы, собрать насос в порядке, обратном разборке.

12

 

Сетчатый фильтр установить в корпус насоса так, чтобы его отверстие располагалось над клапаном. Отбортовка отверстия фильтра должна войти в отверстие клапана.

 

13

После сборки насоса проверить его работоспособность. Опустить входной штуцер насоса в емкость с бензином и несколько раз нажимаем на рычаг ручной подкачки. При этом из выпускного штуцера должна появиться пульсирующая струя топлива. Это означает, что диафрагмы насоса целы.

Снова опустить насос входным патрубком в бензин и, заткнув пальцем выходной штуцер, рычагом ручной подкачки создать давление во внутренней полости насоса. Через 10-15 с, отпустив палец, проверить наличие в насосе остаточного давления Ц бензин должен выйти струей. Если ее не наблюдается, проверить герметичность соединений частей корпуса и клапанов. Если затяжкой винтов восстановить герметичность не удается, насос лучше заменить на новый.

 

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

33

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

6. Техника безопасности и

противопожарная безопасность при ТО и ремонте.

Помещение, где проводятся ремонтные работы, должно хорошо проветриваться, дверь или ворота Ц легко открываться как изнутри, так и снаружи.

Проход к выходу всегда держите свободным.

При работе двигателя (особенно на режимах прогрева) выделяется оксид углерода (СО) Ц ядовитый газ без цвета и запаха. Отравиться оксидом углерода (угарным газом) можно даже в открытом гараже, поэтому перед пуском двигателя обеспечьте отвод отработавших газов за пределы гаража. Например, шлангом, надев его на выпускную трубу. При отсутствии принудительной вытяжки пускать двигатель можно только на короткое время. При этом система выпуска и ее соединение со шлангом должны быть герметичны!

При ремонте системы питания двигателя будьте осторожны: бензин может попасть на горячий выпускной коллектор и вызвать пожар. Не включайте (и не выключайте) электроприборы автомобиля, если поблизости пролился бензин Ц проскочившая искра (даже при снятии лминусовой╗ клеммы с аккумулятора) может вызвать взрыв.

Во время сварочных работ держите под рукой ведро с водой, огне6тушитель (лучше углекислотный). Перед этим отключите все электронные блоки управления и аккумуляторную батарею от бортовой сети автомобиля, а лмассовый╗ контакт сварочного провода располагайте как можно ближе к месту сварки. Проследите за тем, чтобы ток не проходил через подвижные (подшипники, шаровые опоры) или резьбовые соединения Ц они могут быть повреждены.

При ремонте цепей электрооборудования или при риске их повреждения (сварка, рихтовка вблизи жгутов проводов) отключайте клемму лминус╗ аккумуляторной батареи.

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

34

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

Обслуживая бесконтактную систему зажигания, не касайтесь высоковольтных проводов на работающем или при его пуске. При проверке системы зажигания лна искру╗ закрепите высоковольтный провод вблизи лмассы╗ изолентой, прищепкой, но не держите руками. Если требуется отключить один из цилиндров на работающем двигателе, замкните отверткой или отрезком подходящего провода высоковольтный вывод на лмассу╗. При этом шунтирующий провод сначала надежно закрепите на лмассе╗, а затем уже подносите к наконечнику высоковольтного провода (лучше не касаться его руками).

Если вы предпочитаете для отключения цилиндров  отсоединять высоковольтные провода (а это может привести к прогару изоляции катушки зажигания, бегунка и крышки распределителя), то лучше отсоединить их не от свечей, а от распределителя зажигания Ц так намного меньше вероятность получить удар током.

Чтобы во время работы не повредить руки, надевайте перчатки (лучше кожаные). Для защиты глаз надевайте специальные очки с боковыми щитками.

Электросварочные работы выполняйте в плотной одежде (лучше брезентовой), застегнув рукава и воротник.

По возможности пользуйтесь ромбическими или гидравлическими домкратами вместо шатунных Ц они более устойчивы и надежны. Не применяйте неисправный инструмент: рожковые ключи с лраскрывшимся╗ зевом или смятыми губками, отвертки со скругленным, скрученным шлицем или неправильно заточенные, пассатижи с плохо закрепленными пластмассовыми ручками, молотки с незафиксированной рукояткой и т.п.

Перед подъемом автомобиля на домкрате или подъемнике убедитесь, что соответствующие силовые элементы кузова (усилители пола, пороги) достаточно прочны. Используйте для подъема автомобиля только штатные точки опоры. Запрещается вывешивать автомобиль на двух или более домкратах Ц используйте исправные подставки промышленного изготовлении (лтреноги╗) и надежные упоры под колеса.

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

35

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

Запрещается нагружать или разгружать автомобиль, стоящий на домкрате, садиться в него, снимать или устанавливать двигатель, если под автомобилем находятся люди. При ремонте автомобиля со снятым двигателем или мостом учитывайте, что развесовка по осям изменилась. При вывешивании на домкрате такой автомобиль может упасть. Работайте только на ровной нескользкой площадке, под невывешенные колеса подкладывайте надежные упоры.

Масла, особенно отработанные, при регулярном контакте с ними способствуют возникновению кожных заболеваний, в т.ч. онкологических. При попадании масла на руки вытрите их ветошью, а затем протрите специальным препаратом для чистки рук (или подсолнечным маслом) и вымойте теплой водой с мылом или средством для мытья посуды. Нельзя мыть руки горячей водой, т.к. при этом вредные вещества легко проникают через кожу. При попадании на руки бензина, керосина или дизельного топлива вытрите их чистой ветошью, а затем вымойте с мылом.

При работе с аккумуляторной батареей (электролит почти всегда присутствует и на ее поверхности) обязательно надевайте очки и защитную одежду, в т.ч. резиновые перчатки.

Электролит при попадании на кожу вызывает ее покраснение, жжение. Если электролит попал на руки или в глаза, смойте его большим количеством холодной водой (нельзя мыть с мылом!), затем руки следует вымыть раствором питьевой соды или нашатырного спирта.

Помните, что серная кислота даже в малых концентрациях разрушает органические волокна Ц берегите одежду.

В охлаждающей жидкости (антифризе) содержится этиленгликоль, который ядовит при попадании в организм и (в меньшей степени) при контакте с кожей. При отравлении антифризом нужно немедленно вызвать рвоту, промыть желудок, а при тяжелом отравлении, приняв солевое слабительное, обратиться к врачу. При попадании  на руки Ц смыть большим количеством воды с мылом. То же относится и к тормозной жидкости.

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

36

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

Не открывайте пробки системы охлаждения на горячем двигателе.

Бензин, дизельное топливо, масла, тормозная жидкость почти не перерабатываются естественным путем. Тормозная жидкость содержит ядовитые гликолевые эфиры; масла Ц отработавшие минеральные и органические присадки, сажу, смолы, продукты износа. Свинцовые аккумуляторы, помимо свинца, содержат сурьму и другие элементы, образующие высокотоксичные для живых организмов соединения, долго сохраняющиеся в почве. Оставляйте отработавшие материалы в пунктах утилизации.

 

В производственных помещениях, где производится техническое обслуживание автомобилей, существует система пожарной безопасности, которая состоит из:

-   автоматических средств тушения пожара (сплинкерная система);

-   ручных средств (пожарные краны, шланги, брандспойты, огнетушители, хим.порошки).

 На территории автотранспортного предприятия от всего персонала требуется

безукоризненное исполнение всех правил пожарной безопасности: курение разрешено только в отведенных местах, запрещено пользоваться открытым огнем, бензином для мойки деталей. Особое внимание необходимо обращать на хранение легковоспламеняюнщихся материалов, чистоту помещений и исправность электропроводки и электрических приборов, а также производство сварочных, медицинских и молярных работ.

Пожары можно тушить веществами, которые способствуют понижению температуры горения (вода) или изоляции горящих предметов от доступа кислорода (песок, огнетушительная пена). Однако нельзя тушить водой горючие жидкости, плотность которых меньше плотности воды, т.к. эти жидкости всплывают и продолжают гореть.

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

37

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

Химические вещества используют в тех случаях, когда горящие вещества нельзя тушить водой. Применение химической пены для тушения пожаров основано на том, что она, покрывая поверхность горящих предметов, изолирует их от воздуха и горящих паров, образовавшихся под воздействием теплоты. В результате этого горение прекращается. Химическая пена получается в результате химической реакции между щелочной и кислотной частями состава огнетушителей. Воздушно-механическая пена получается в результате смешения в специальных приборах пенообразователя с водой и воздухом.

Химические порошки применяют для тушения горящих электродвигателей, двигателей внутреннего сгорания, ацетилена и других веществ, которые нельзя тушить водой. Главным компонентов этих порошков является двууглекислая сода, смешиваемая с песком, инфузорной землей, тальком. При тушении сухим порошком пламя сбивается твердой массой порошка и засыпается им, а образующийся при нагревании и разложении двууглекислой соды углекислый газ изолирует горящий предмет от доступа кислорода воздуха. Кроме того, на разложение соды расходуется часть теплоты, что вызывает охлаждение поверхности горящего вещества.

Углекислый газ применяют двумя способами: заполняют газом закрытое помещение, где произошло возгорание, или покрывают из специальных приборов поверхность горящего материала углекислым газом при температуре 78░ С. после заполнения углекислым газом одной трети объема воздуха помещения горение прекращается.

Для экстренного тушения пожара подручными средствами во всех помещениях и особенно связанных с нахождением и использованием горючих веществ, должны быть в необходимых количествах песок, пожарные краны, хим. или углекислотные огнетушители.

Химический огнетушитель представляет собой сосуд, который заряжается пенообразующим составом из щелочи и кислот. Внутри сосуда в

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

38

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

сетчатом цилиндре размещаются две стеклянные колбы вместимостью 180-185 миллилитров каждая. В одной находится серная кислота, во второй Ц воздушный раствор сернокислого железа; остальное пространство заполняется раствором щелочи (смесь бикарбоната натрия с содовым раствором массой 600-650 г) в воде (около 8 л). Для приведения огнетушителя в действие необходимо ударить бойком о твердый предмет, который разбивает стеклянные колбы. При смешивании жидкости образуется бурное выделение пены.

Углекислотный огнетушитель представляет собой стальной овальный баллон, закрывающийся сверху вентилем. Зарядом огнетушителя служит техническая или пищевая сжиженная или осушенная углекислота. На корпусе вентиля укреплен раструб - снегообразователь, через который углекислота выбрасывается в течение короткого времени в виде хлопьев углекислотного снега.

Углекислота при выходе из баллона через раструб, сильно охлаждаясь, переходит в туманообразное состояние. Углекислый снег охлаждает горящий предмет, затем, превратившись в газ, снижает концентрацию кислорода в зоне пожара и тем самым прекращает горение.

 

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

39

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

7. Список использованной литературы

1.                                 Круглов С.Н. Справочник автослесаря по ТО и ремонту легковых автомобилей.

2.                                 Шестопалов С.К. Легковые автомобили.

3.                                 Карагодин В.И., Шестопалов С.К. Слесарь по ремонту автомобилей: Практическое пособие -2-е изд., перераб. и доп. Ц М.: Высшая школа, 1990 Ц 239 с.

 

4. Ремонтируем ВАЗ-2106, -21061. Иллюстрированное руководства. ЦМ.: ЗАО лКЖИ лЗа рулем╗, 2004. Ц 216 с., ил. (Серия лСвоими силами╗).

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

40

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

                       

 

Hosted by uCoz