Содержание:

 

 

                   Наименования   раздела.              

Лист

1.    Введение

  

2.    Техническая  характеристика  автомобиля  ВАЗ- 2105.

 

3.    Устройство  и  работа  системы охлаждения  автомобиля  ВАЗ-  2105.

 

 

4.    Работа  выполняемые  при  ТО  автомобиля                          ВАЗ- 2105.

 

5.    Основные  неисправности  и  ремонт  автомобиля  ВАЗ-2105.

 

 

6.    Техника  безопасности  и  пожарная  безопасность  при  выполнении  работ  при  обслуживании  и  ремонта  автомобиля  ВАЗ- 2105.

 

 

 

 

7.    Используемая  литература.

   

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

 

1.1  Краткая история автомобиля:

 

Первые автомобили в России были собраны на заводах АО “ Дукс ” и «Фрезе и К°» в 1890 г. Наиболее крупным предприятием до первой мировой войны являлся Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ) в Риге, где в 1908 г. началась сборка легковых автомобилей < Руссо- Балт > сначала из импортных деталей, а затем из деталей отечественного производства. С 1908 по 1915 гг. на этом заводе было произведено около 700 автомобилей, в том числе грузовых. В этот же период автомобили выпускали также несколько более мелких предприятий, на которых собирали автомобили из импортных частей или изготавливали кузова, устанавливаемые на шасси автомобилей зарубежных фирм.

         Первые отечественные легковые автомобили марки НАМИ-1 с двухцилиндровым двигателем воздушного охлаждения мощностью 18,5 л. с. и с кузовом типа «фаэтон» были выпущены в 1927 г. на Московском заводе «Спартак». дальнейшее интенсивное развитие производства легковых автомобилей связано с введением в строй в 1931- 1932 гг. вновь построенного Горьковскою автомобильного за вода (ГАЗ), а также реконструированного завода АМО в Москве (с 1934 г. завод имени Сталина, ныне Московский автомобильный завод имени Лихачева — ЗИЛ).

                1.2 Основные автозаводы России:

         В 1932 г. на ГАЗе начали производство легкового автомобиля ГАЗ-Ас четырехцилиндровым двигателем мощностью 42 л. с. с кузовом типа фаэтон». дальнейшее расширение производства и совершенствование конструкций легковых автомобилей на ГАЗе было направлено в основном на выпуск легковых автомобилей среднего класса, среди которых были ГАЗ-20 «Победа» (1946-1958), ГАЗ-12 (1950-1959), ГАЗ-21 «Волга (1956- 1970), ГАЗ-24 ((Волга>) (1970- 1986), ГАЗ-24-10 (с 1986 г.), а также автомобилей большого класса ГАЗ- 13 «Чайка» (1959-198 1) и ГАЗ- 14 «Чайка» (1977-1989).

 

Наиболее современными моделями легковых автомобилей ГАЗ являются

102, ГАЗ-31029 и ГАЗ-3110.

         В 1940 г. на Московском автомобильном заводе КИМ, (бывший филиал ГАЗа — Московский завод малолитражных автомобилей МЭМА, ныне АЗЛК) были выпущены первые отечественные легковые малолитражные автомобили КИМ-1 О. Массовый выпуск малолитражных автомобилей для продажи населению на МЭМА начался с 1947 г., когда был выпущен автомобиль Москвич-401» (1947- 1956) с двигателем 1,07 л мощностью 26 л. с. В результате последующих модернизаций, на заводе был создан достаточно совершенный для своего времени и весьма популярный малолитражный автомобиль «Москвич-41 2», а затем усовершенствованная модель <Москвич-2140», которая выпускалась с 1976 по 1988 г, С 1986 г. АЗЛК перешел к выпуску современных переднее приводных малолитражных автомобилей АЗЛК-2141 и АЗЛК 21412. АЗЛК-2I4I-01 и АЗЛК-21412-01.

         С 1967 г. автомобили <Москвич-412 ИЭ» начал выпускать Ижевский машиностроительный завод. С 1973 г. на Ижевском заводе началось производство «Москвичей» с пяти дверным кузовом модели ИЖ-2125, а с 1982 г. — усовершенствованной модели ИЖ-21251. В настоящее время на Ижевском заводе приступили к производству новой модели легкового автомобиля ИЖ-2126 и продолжают выпуск грузовых автомобилей ИЖ-2715 (фургон) и ИЖ-27151 (пикап), а также грузопассажирской модификации ИЖ-27 152 на базе легкового автомобиля Москвич-412 ИЭ».

В 1960 г. на украинском Запорожском автомобильном заводе (ЗАЗ), было начато производство автомобилей особо малого класса ЗАЗ-965 «Запорожец», с расположенным сзади четырех цилиндровым двигателем воздушного охлаждения, мощностью 23 л. с. Позднее был освоен выпуск более современных моделей ЗАЗ-966 (1967- 1971), ЗАЗ- 968 (1970-1979), ЗАЗ-968М (с 1979 г.). В настоящее время на ЗАЗе выпускают переднее приводной легковой автомобиль особо малого класса ЗАЗ-1 102 « Таврия » с трех дверным кузовом, а также модель ЗАЗ-1 105 с пятью дверьми.

         Большим шагом вперед в производстве отечественных легковых автомобилей явился ввод в строй в 1970 г. Волжскою автомобильного завода (ВАЗ), ставшего ведущим в стране предприятием в области легкового автомобилестроения. Его первой моделью был автомобиль ВАЗ-2101. Вслед за ним были выпущены более мощные и комфортабельные модели: ВАЗ-2103, -21011, -2106, -2105, -2107, мо ели ВАЗ-2102 и -2104 с кузовом <универсал» и полно приводной автомобиль ВАЗ-2121 «Нива». В 1984 г. на ВАЗе началось производство первого в стране переднее приводного малолитражного автомобиля ВАЗ-2108, а затем ВАЗ-2109. В настоящее время на ВАЗе рас ширяется производство переднее приводных автомобилей ВАЗ-2108, -2109 и -21099 наряду с продолжением производства автомобилей с классической схемой компоновки ВАЗ-2104, - 2105, - 2106, и — 2107, а также начато производство новой переднее приводной модели ВАЗ-2110. Кроме того, на ВАЗе и Камском автозаводе (КамАЗ) совместно разработали и производят переднее приводные легковые автомобили ВАЗ- 1111 «Ока».

 

1.3                  Роль автотранспорта в экономике

                               страны:

 

         Автомобильный транспорт один из самых дорогих, но он обладает большой маневренностью и скоростью, возможностью быстро доставлять грузы непосредственно потребителям. Дальние перевозки автомобильный транспорт осуществляет в северных и восточных районах страны, горах Кавказа, где отсутствуют другие виды сухопутного транспорта.                               Эффективность автомобильного транспорта во многом зависит от густоты и качества автодорог. Общая протяженность автомагистралей в России около 500 тысяч километров, из них с твердым покрытием только 400 тыс. километров. Специалисты считают, что для нормального хозяйствования России необходимо 1400 тысяч километров автодорог.                             География автомобильных дорог схожа с географией       железнодорожных магистралей. Крупнейшие автодороги отходят лучами от Москвы к Бресту, С.Петербургу, Симферополю, Челябинску. Развитие автомобильного транс порта России идет по нескольким направлением. Прокладываются новые магистрали, создаются дорог с твердым покрытием в сельской местности

         Особенно остра эта проблема Нечерноземья России. Нуждаются в совершенствовании автомобили и автобусы, те из них которые эксплуатируют в городах переводят на газ, что снижает загрязнение атмосферы.

         Повышается доля автомобилей с дизельным двигателем, снижающие расход топлива по сравнению с бензиновыми на 30 %. В перспективе эти автомобили будут осуществлять основную часть автомобильных перевозок.          Автомобильный транспорт один из самых главных загрязнителей окружающей среды. Для строительства автодороги требуется территория в 1,7 раз больше, чем для строительства железной — на каждые 1000 километров до 75 квадратных километров, при этом часто отторгаются ценные сельско хозяйственные угодья. Особенно сильно загрязняется воздух. Один бензиновый двигатель на 1000 литров сожженного топлива выбрасывает 200 кг окиси углерода, 25 кг углеводородов, 70 кг окислов азота, 1 кг сажи, 1 кг сернистых соединений. Средний расход топлива у отечественных автомобилей на 100 км:

                      легковые — 10 л.

                      грузовые — 20—30 л.

                      автопоезда и городские автобусы — 40—50 л.

         Если учесть, что средний пробег в сутки составляет у грузовых 500 км, а у легковых — 50 км, у автобусов 500—700 км, то нетрудно подсчитать суммарные выбросы автомобильного транспорта.

 

2.Краткая техническая характеристика

            автомобиля ВАЗ- 2105:

 

                 Параметры

             Общие данные

                         Кузов

                      Седан

                  Привод ГРМ

            Зубчатым ремнём

     Система охлаждения снабжена

          Электровентиляторм

                  Число мест

                           5

          Собственная масса,  кг

                         955

               Полная масса,  кг

                        1395

                Радиус поворота,  м

                         5.9

      Максимальная скорость,  км/ч

                         145

Время разгона с места до 100 км/ч,сек

                          18

                   Двигатель

 

Карбюраторный, рядный, 4х- тактный, 4х- цилиндровый.

            Диаметр цилиндра, мм

                         79х66

                Рабочий объём, л

                           1.3

      Порядок работы цилиндров

                        1-3-4-2

                Коробка передач

 

4х- ступенчатая с синхронизаторами на всех передачах переднего хода.

                        

 

 

                    Подвеска 

 

 

Передняя- независимая на поперечно качающихся рычагах с пружинными амортизаторами, гидравлическая.

Задняя- с цилиндрическими пружинными и реактивными шлангами, амортизаторы гидравлические.

                     Шины

        175/70 SR 13 и 165 SR 13

                    Тормоз

 

Рабочий- передний дисковый 

                 задний барабанный

        Объём топливного бака, л

                           39

             Система охлаждения

                       Тосол

              Воздушный фильтр

Сухой со сменным бумажным элементом

     Номинальное напряжение, В

                         12

          Применяемое  топливо

                     АИ- 92

                  Сцепление

          Однодисковое, сухое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Устройство и работа системы охлаждения

                автомобиля ВАЗ- 2105

 

         При сгорании рабочей смеси в цилиндрах двигателя температура газов достигает 2800 градусов, это вызывает сильный нагрев деталей и может привести к заклиниванию поршней, обгоранию головок клапанов, выгоранию смазки, выправлению вкладышей подшипников и других неисправностей. Для предупреждения этого в двигателе необходимо поддерживать определенную температуру, что обеспечивает система охлаждения, которая служит для отвода тепла от нагретых деталей. При жидкостной системе охлаждения температура двигателя должна быть в пределах 85- 95 градусов. При  воздушной системе охлаждения температура двигателя должна быть в пределах 90-120 градусов. В двигателе ВАЗа система охлаждения жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости . Заполняется система охлаждения 50% водным раствором специальной жидкости “Тосол” А—40, которая при температуре ниже 40 градусов не застывает, а просто густеет и не вызывает повреждений системы охлаждения. Кроме этого жидкость обладает антикоррозийными свойствами.

                

                 Система  охлаждения  состоит:

 

1. Радиатор

2. Центробежный насос

З. Расширительный бачёк

4. Вентилятор

5. Термостат

6. Подводные патрубки

7. Воздухозаборные шторки

 

1.          Радиатор состоит из нижнего и верхнего латунных бачков, припаянных к сердцевине. Бачки имеют патрубки, а верхний бачок имеет заливную гор-             лавину с пробкой. Сердцевина радиатора изготовлена из латунных трубок соединяющих нижний и верхний бачки. Патрубки бачков через прорезные шланги соединяют радиатор с рубашкой охлаждения блока цилиндров и центробежным насосом. Наливная горловина радиатора закрывается пробкой в которой имеется впускной и выпускной клапаны. Впускной клапан открывается при понижении давления до 0,99 КПС/СМ вследствие уменьшения объема охлаждающей жидкости или конденсации паров жидкости при остывании двигателя. При этом в радиатор поступает жидкость из расширительного бачка, что предотвращает с давление трубок сердцевины радиатора под действием атмосферного давления воздуха.

2.     Центробежный насос служит для обеспечения принудительной циркуляции жидкости в системе охлаждения; Он крепится к передней части блока цилиндров и состоит из алюминиевого корпуса, в котором установлен в на шариковом подшипнике, помещенном в стальном стакане, запрессованный в корпусе. На передний конец вала напрессована ступица вентилятора, на задний чугунный крыльчатка. Уплотнение заднего конца вала на выходе его из корпуса достигается самоуплотняющим сальником с уплотнительной граффито- свинцовой шайбой , помещенной внутри корпуса сальника, по поверхности которой скользит своим торцом крыльчатка. Внутри корпуса сальника помещается так же резиновая манжетка, разжимная пружина, которая через латунные обоймы прижимает торцы манжеты к корпусу насоса и к уплотнительной шайбе. Для предупреждения проникновения жидкости в корпус насоса, в случае неисправности сальника в нем имеется контрольное отверстие через которое жидкость вытекает наружу. Этим защищает от вымывания смазки из подшипников. К ступице вентилятора болтами прикрепляется шкив привода центробежного насоса и вентилятора. Привод осуществляется ремнем от шкива коленвала и этим же ремнем осуществляется привод генератора. При работе двигателя крыльчатки насоса захватывают охлажденную жидкость своими лопастями, жидкость поступающую из нижнего бачка радиатора под действием центробежной силы. отбрасывает к стенкам корпуса и нагнетает в рубашку и головку блока.

 

3.          Расширительный бачок- пластиковый содержит определенный объем охлаждённой жидкости и служит для компенсации изменяющегося объема жидкости в системе охлаждения при работе двигателя.

 

4.          Вентилятор- четырех лопастной пластмассовый служит для создания направленного потока воздуха через сердцевину радиатора с целью боле быстрого охлаждения в нем жидкости. Лопасти вентилятора вместе с приводным шкивом крепятся болтами к ступице вала центробежного насоса. Для эффективности работы на двигателе ВАЗ вентилятор снабжают специальным кожухом, укрепляемым к радиатору.

5.          Термостат служит для ускорения прогрева двигателя после его пуска и автоматического поддержания наивыгодного теплового режима при движении. Он устанавливается перед входом охлаждающей жидкости в насос. Термостат двигателя ВАЗ двух клапанный неразборной конструкции имеет три патрубка: пропускной отводной к насосу и приемный. Внутри корпуса термостата помещен термочувствительньий элемент с закрепленным на нем основном и пропускном клапанами, прижимаемыми к своим седлам соответ- ственно из стакана с резиновой вставкой между стенками помещается твердый: наполнитель дерезин кристаллический воск обладающий большим      коэффициентом объемного расширения.

4. Работы,  выполняющие  при техническом                                                         обслуживании  автомобиля.

 

         При ЕО проверяют уровень охлаждающей жидкости в радиаторе, отсутствие подтеканий жидкости, состояние натяжения приводных ремней. В условиях открытого хранения автомобиля зимой, сливают воду из системы и пускового подогревателя, а перед пуском двигателя заполняют систему горячей водой (если в систему охлаждения заливают воду).

         При ТО-1 помимо ЕО проверяют герметичность трубопроводов, а так же смазывают подшипники водяного насоса и натяжного ролика ремни вентилятора в соответствии с картой смазывания.

         При ТО-2 дополнительно к работам , выполняемых при ТО-1 проверяют крепление радиатора его облицовки и жалюзи, а так же состояние и действие радиатора, термостата, сливных кранов, привода жалюзи, крепление вентилятора и водяного насоса. Проверяют герметичность системы отопления, действие паровоздушного клапана пробки радиатора.

         Уровень охлаждающей жидкости, проверяют на охлаждённом двигателе. В охлаждающей системе двигателей легковых автомобилей заполняемых жидкостью ТОСОЛ-А10, уровень жидкости при холодном двигателе должен быть на отметке нижнего торца горловины радиатора или на метке минимум в расширительном бачке или выше её на 3.... 5см.

         Герметичность охлаждающей системы проверяют на холодном двигателе. На горячем двигателе жидкость быстро испаряется, что затрудняет определение мест её подтеканий, шланги системы должны быть соединены плотно, их поверхность не должна иметь трещин, вздутий, расслоений, исправность клапанов пробки радиатора проверяют нажимом на них пальцем. Если при осмотре подтеканий не обнаружено, герметичность системы охлаждения проверяют опресовкой. При опресовке в верхней не заполненной части радиатора создаётся давление 60 кПа . Для этого используется прибор состоящий из воздушного насоса , манометра и устройства для соединения с заливной горловиной радиатора. Если показания прибора стабильны, то подтекания отсутствуют . Если имеются трещины в блоке цилиндров или повреждена прокладка , то стрелка приборов будет показывать падение давления в системе охлаждения . Для временного восстановления герметичности в системе охлаждения и устранения течи жидкости через трещины и неплотности используют специальный герметик в виде таблеток. Таблетки растворяют в воде 1 таблетка на 4,5литров воды в одном- двух стаканах горячей охлаждающей жидкости и заливают в радиатор. Затем дают двигателю поработать в режиме холостого хода . После прекращения течи двигатель останавливают на 10-15 мин. Промывка охлаждающей жидкости необходима при образовании в системе большого количества накипи.

         Охлаждающую систему ВА3-2105 можно промыть чистой водой. При необходимости радиатор и рубашку блока цилиндров промывают отдельно . Направление движения воды должно быть противоположно циркуляции охлаждающей жидкости при работе двигателя . Для промывки радиатора на верхний и нижний бачки надевают шланг , и в нагнетательный шланг нижнего патрубка пистолетом направляют струю воды давлением 20-30 кПа . Продукты коррозии и накипь выходят через верхний патрубок радиатора . Пробки радиатора должны быть закрытыми. Промывка рубашки блока цилиндров аналогична. Струю воды из пистолета направляют в отверстие нагнетательного шланга надетого на патрубок термостата. Промывают до тех пор, пока вода из верхнего патрубка не будет выходить чистой.

         Замена ТОСОЛА производится через 60 000 км, пробега двигателя. Слить с системы ТОСОЛ и залив чистой водой дать поработать двигателю 3…4 минуты и лишь, потом слить воду, залить ТОСОЛ.

         Проверка работы термостата выполняется в случае замедленного прогрева двигателя после его пуска . При исправном термостате верхний бачок радиатора останется холодным . Его нагрев должен ощущаться когда температура воды по указателю достигнет 70 С. Для более точной проверки термостат вынимают , очищают от накипи и помещают в сосуд с водой , после чего воду нагревают контролируя температуру термостатом в момент начала и полного открытия , клапан должен соответствовать 65... 70 С и 80… 85 С.

         Проверки исправности вентилятора производятся следующим образом: закрывают жалюзи и доводят температуру в охлаждающей системе 88- 97 С , при этой температуре вентилятор должен включаться . Затем открывают жалюзи , снижают температуру в системе до 80 С что вызывает отключение вентилятора. Отключение от указанных режимов работы вентилятора свидетельствует о его магнитной фиксационной муфте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Основные  неисправности,  способы  и  методы

              ремонта  системы  охлаждения

                     автомобиля  ВАЗ- 2105.

 

5.1 Неисправности, их причины и способы устранения:

 

                     Подтекание  жидкости:

 

         Может происходить через не плотности в соединениях шлангов с патрубками и флянцен, трещины в бачках и сердцевине радиатора, неисправное или плохо закрывающееся спускание пробки, а так же через контрольное отверстие центробежного насоса. При этом возникает необходимость в частой доливке охлаждающей жидкости. Для устранения течи через неплотности в соединений шлангов, надо подтянуть стяжные хомутики. Течь через неплотности во фланцах патрубков устраняется подтягиванием болтов и гаекреплением. В случае подтекания жидкости через дренажное отверстие корпуса водяного насоса необходимо заменить изношённые детали самоуплотняющегося сальника. Если небольшое подтекание из дренажного отверстия обнаружено в период обкатки двигателя, то это может являться незаконченной приработкой деталей уплотнителя, и принимать меры к устранению течи нет необходимости.

                             Перегрев  двигателя:

       

         Характеризуется повышенной температурой и возможным закипанием охлаждающей жидкости. Возникает он вследствие недостаточного уровня охлаждающей жидкости, пробуксовка или обрыв ремня вентилятора, и засорения проходов радиатора, поломки крыльчатки центробежного насоса. Неисправности термостата (не открывается основной клапан, и циркуляция жидкости через радиатор уже не проходит), большего охлаждения накипи в рубашке охлаждения и радиатора. Перегрев двигателя может быть вызван неисправностями системы зажигания и питания. При перегреве происходит потеря мощности двигателя, вследствие ухудшения подачи в цилиндре горючей смеси, а также выгорания масла, что приводит к усилиному износу поршневой группы и цилиндров. При длительной работе двигателя в повышенном терморежиме может привести к заклиниванию поршней и выхода двигателя из строй, поэтому при первых признаках перегрева необходимо принимать меры к устранению неисправности. Для проверки состояния термостата непосредственно на автомобиле необходимо пустить двигатель и ощупать всё руками и ощупать рукой нижний бочок радиатора. При исправном термостате бочёк начинает прогреваться, когда охлаждающая жидкость нагревается до 80 С - 90 С. При этой температуре можно начинать движение.

                     Переохлаждение  двигателя:

 

         Может быть вызвано неисправности термостата ( не закрывается основной клапан ). Для устранения неисправности необходимо проверить термостат и при необходимости заменить его. Работа двигателя при низкой температуре охлаждающей жидкость приводит к потере мощности и вызывает усиленный износ деталей кривошипно-шатунного механизма, вследствие чего ухудшение условий смазки из за конденсации паров топлива, смывания паров масла со стенок цилиндра и разжижения масла в картере.

                                     Наличие  накипи:

 

         В рубашке охлаждения и радиаторе значительно ухудшает тепло отдачу и вызывает систематичный перегрев двигателя и быстрое выкипание охлаждающей жидкости. Для удаления накипи необходимо слить охлаждающую жидкость и залить раствор в систему охлаждения, приготовленный из раствора: 8 гр. хромпина на 1 литр воды и эксплуатировать с этим раствором автомобиль в течении 1 месяца. После этого раствор слить промыв систему охлаждения чистой водой и заправить охлаждающей жидкостью.

                         Пробуксовка  ремня:

 

         Пробуксовка ремня привода центробежного насоса охлаждающей жидкости, вентилятора и генератора может происходить вследствие его замасливания или слабого натяжения. Масло, попавшее на ремень удаляется при снятии ремня протиранием ручьём приводных шкивов и ремня ветошью, слегка смоченной бензином. Ослабление ремня является его вытягивание, в результате этого чистота вращения насоса вентилятора и генератора отстает от частоты вращения коленчатого вала. При этом двигатель начинает перегреваться а аккумулятор не получает должного заряда. Для проверки натяжения ремня привода центробежного насоса коленвала, генератора и вентилятора проверяет следующим образом: нажимают на ремень между шкивами с усилением 10 кгс. При этом нормальный прогиб ремня должен быть соответственно 10...15 мм. Засорение проходов сердцевины радиатора внешним осмотром и устраняется прочисткой ( с длинным ворсом ), промывка сердцевиной струёй воды со стороны двигателя затем продувкой сжатым воздухом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.2 Применяемый инструмент,  приспособление и

                                 оборудование:   

1) Основные инструменты и оборудование при ТО и ремонте радиатора:

А) Набор ключей: Рожковые, накидные, торцовые,

Б) Набор головок, молоток и зубило.

В) магистраль с сжатым воздухом и ванну с водой для проверки       сердцевины радиатора.

Г) Паяльник с набором для пайки ( мягкий припой ), припой, травленная соляная кислота, нашатырь, металлическая щётка.

2) Основные инструменты и оборудование при ТО и ремонте центробежного насоса:

А) Набор инструментов ключей: Рожковые, накидные, торцовые.

Б) Набор головок с воротком

В) Набор съёмников для ремонта насоса

Г) Набор просечек для изготовления прокладок.

3) Термометр со шкалой от 0 до 100 градусов для проверки термостата.

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Техника  безопасности  и  пожарная  безопасность

        при  выполнении  работ  при  обслуживание и

                    ремонта  автомобиля.

 

                      6.1 Техника безопасности

 

         В условиях АТП, важное значение имеют мероприятия, устраняющие вредное влияние отработавших газов, этилированного бензина, кислот и других вредных материалов на здоровье работающих при ТО и ремонте автомобиля, погрузочно-разгрузочных работах. Помещения, где выполняют ТО и ремонт автомобилей должны быть хорошо освещены и содержаться в чистоте. В темное время суток можно проводить ТО только при хорошем искусственном освещении, применяя при этом переносные электрические лампы напряжением не выше 36 В.

         Безопасность работы во многом зависит от исправности применяемого инструмента. При разборке узлов и механизмов нельзя применять ключи, не соответствующие размерам гаек, с установкой подкладок в зев ключа; наращивать ключ другим ключом; ударять молотком по ключу при отвертывании гаек; отвертывать гайки молотком и зубилом. Ручки молотков и кувалд должны быть гладкими, овальными и без трещин. Рукоятка должна прочно удерживать молоток (или кувалду) для чего в торец рукоятки вбивают клин из мягкой стали. Бойки молотков и кувалд должны быть без заусенец и трещин, с гладкой, слегка выпуклой поверхностью. Отвертку для работы выбирают такую, чтобы ширина ее рабочей части была равна диаметру головки винта.

         Нельзя становиться на подвижные, особенно круглые детали, так как с них легко можно упасть. Чтобы не споткнуться, на полу у мест для проведения ТО не должны валяться посторонние предметы.

Сносность деталей проверяют с помощью оправки — металлического стержня. Ни в коем случае нельзя использовать для этих целей свой палец. Чтобы предохранить руки от ранения при переноске крупных деталей при разборочно-сборочных операциях, надевают рукавицы.

         Запрещается устранять неисправности, регулировать, смазывать и очищать автомобиль при работающим двигателе.

         Хранение топлива, смазочных материалов и специальных жидкостей допускается только в специальной таре. Этилированный бензин содержит тетраэтилсвинец, вызывающий тяжелые отравления организма человека. Запрещается использовать этилированный бензин для мытья рук и деталей, а также засасывать его ртом из шланга. Попавший на кожу этилированный бензин обезвреживают промыванием участка кожи керосином или теплой водой с мылом. При попадании этилированного бензина в глаза, необходимо промыть их 2%—м раствором пищевой соды или теплой водой и обратиться в лечебное учреждение.

         Следует помнить, что антифриз — это ядовитая жидкость  при попадании в желудок и кишечник она вызывает отравление. Запрещается переливать жидкость без резиновых перчаток, засасывать ртом в шланг, а также курить и принимать пищу во время работы с ним.

         Электролит приготавливают в сосудах из кислотостойкого материала. Нельзя применять для этой цели стеклянные банки, которые могут разбиться. Следует помнить, что пары серной кислоты вредно действуют на здоровье человека. Помещение, где выполняют работы с аккумуляторами, должно хорошо вентилироваться. При составлении электролита серную кислоту заливают в воду тонкой струей при непрерывном помешивании. Нельзя лить воду в серную кислоту во избежание бурной реакции, кипения и выплескивания раствора из сосуда. Следует остерегаться попадания электролита и кислоты на одежду и тело, так как возможен ожог кожи. Переносить аккумуляторные батареи на руках не разрешается, для переноски их рекомендуется использовать тележки с гнездами либо специальные приспособления.

         При сливе горячего масла из поддона двигателя нужно остерегаться, чтобы не обжечь руки. Работа двигателя в закрытых помещениях допускается только для заезда и выезда автомобиля.

 

                 6.2 Противопожарные меры.

 

         Чтобы предупредить возникновение пожаров, надо соблюдать следующие основные правила.

         Нельзя курить и разводить огонь около мест заправки, пользоваться отрытым огнем при проверке наличия топлива в бочках и баках, отвертывать пробки у металлических бочек из-под бензина ударами металлических предметов.

         Масло и топливо, попавшие на поверхность автомобиля, надо удалять ветошью, а промасленную ветошь складывать в металлические ящики с крышками.

         Необходимо периодически осматривать состояние электропроводки и электрооборудования, так как электрическая искра может быть причиной пожара. Если воспламенится электрическая проводка из-за короткого замыкания, то нужно немедленно выключить потребители тока или разъединить электропроводку, а потом тушить огонь обычными способами.

         Запрещается в холодное время года подогревать двигатель открытым пламенем.

         В случае воспламенения нефтепродуктов пламя тушат огнетушителем, засыпают землей или песком, прикрывают брезентом, войлоком. Запрещается тушить загоревшиеся нефтепродукты водой, так как они всплывают на поверхность и, окруженные свежим воздухом, горят еще сильнее.

         При эксплуатации газобаллонных автомобилей следует помнить, что сжиженные газы обладают повышенными по сравнению с жидкими топливами пожара и взрывоопасными свойствами.

 

                     7. Используемая литература:  

 

1. Шестопалов С. К. Устройство и техническое обслуживание легковых автомобилей. М., АСАДЕМА, 2002

2. Родичев В. А.

Грузовые автомобили Учебник для начального профессионального образования: М., «Прфиздат» 2001 г.

3. Родичев В. А.

Легковые автомобили Учебное пособие, 2-е изд. М., ИРПО, изд. центр «Академия» 1999 г.

4. Роговцев В. Л. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств. Ерохов В. И. Экономичная эксплуатация автомобилей 1998г

5. Руководство по ремонту и техническому обслуживанию 2000 г.

КАМАЗ, ЗИЛ, ВАЗ, ГАЗ

6. Румянцев С. И.

Ремонт автомобиля М., «Транспорт», 1998 г.

7. Чумаченко Ю. Т., Герасименко А. И. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

2000 г.

8. Чумаченко Ю. Т., Чумаченко Г. В., Ефимова А. В. Эксплуатация автомобилей и охрана труда на автотранспорте

Учебник: Ростов-на-Дону, «Феникс» 2001 г.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz