Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1.           Краткая техническая характеристика автомобиля ВАЗ 2106... . . . . . . . . . . . 5

2.           Назначение, устройство, принцип работы рулевого управ.ВАЗ 2106……... 6

2.1.                Рулевой механизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

2.2.                Рулевая колонка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

2.3.                Рулевые тяги и шарниры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

2.4.                Маятниковый рычаг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

3.           ТО и ремонт рулевого управления . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

3.1.                Уход за рулевым механизмом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

3.2.                Уход за рулевой колонкой . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

3.3.                Уход за рулевыми тягами и шарнирами  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

3.4.                Ремонт рулевого управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

3.4.1.         Ремонт рулевого механизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

3.4.2.         Ремонт рулевой колонки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24

3.4.3.         Ремонт рулевых шарниров и тяг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

3.4.4.         Инструменты и приспособления для ремонта рулевого управления . . . .32

4.           Техника безопасности и противопожарные мероприятия . . . . . . . . . . . . . . . 33

Использованная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Изм. 

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

разработал

 

 

 

Рулевое управление

ВАЗ 2106

Лит.

Лист

Листов

проверил

Аршинов А.М.

 

 

 

 

 

2

35

Т.контр

Рыжкова Г.В.

 

 

ПУ-58, гр.318

 

 

 

 

Утв.

Казаков А.А.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Автомобиль - самое распространенное в современном мире механическое транспортное средство.

Попытки создать самодвижущуюся тележку предпринимались с 18-го века. В России над проектом такой повозки работал изобретатель И.П. Кулибин. В 1770 году французский изобретатель Н.Ж. Кюньо построил паровой трёхколёсный тягач, который явился предшественником не только автомобиля, но и паровоза. Однако паровые повозки были тяжелыми, неудобными для пользования на обычных дорогах и распространения не получили.

Появление двигателя внутреннего сгорания, легкового, компактного и сравнительно мощного, открыло широкие возможности для развития автомобиля. И в 1885 году немецкий изобретатель Г. Даймлер создал первый мотоцикл с бензиновым двигателем, а уже в 1886 году немецкий изобретатель К. Бенц запатентовал трехколесный автомобиль.

Началось промышленное производство автомобилей в Европе, а в 1892 году американский изобретатель Г. Форд построил автомобиль конвейерной сборки. В России автомобили начали собирать в 1890 году из импортных деталей на заводах «Фрезе и Ко». В1908 году началась сборка автомобилей «Руссо - Балт» на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге сначала из импортных деталей, а затем из деталей отечественного производства.

Однако началом отечественного автомобилестроения считается 1924 год, когда на заводе АМО (ныне ЗИЛ - Московский завод имени Лихачёва) были изготовлены первые отечественные грузовые 1,5-тонные автомобили АМО - Ф с двигателем мощностью 30 л. с. В 1927 году появился первый автомобиль НАМИ- 1 с двигателем мощностью 18,5 л.с. С введением в строй в 1932 году Горьковского автомобильного завода началось интенсивное развитие отечественного автомобилестроения. Большой прорыв в производстве отечественных легковых автомобилей явился ввод в строй Волжского автомобильного завода (ВАЗ, 1970 год) по производству грузовых автомобилей.

 

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

 

В настоящее время происходит интенсивное совершенствование конструкций транспортных средств, повышение их надёжности и производительности, снижение эксплуатационных затрат, повышение всех видов безопасности. Осуществляется более частое обновление выпускаемых моделей, придаются более высокие потребительские качества, отвечающие современным требованиям.

 

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

1. Краткая  техническая  характеристика

автомобиля  ВАЗ- 2106.

             Параметры

         Общие  данные

                    Число  мест

                             5

Снаряженная  масса  автомобиля,  кг

                          1.045

Разрешённая  максимальная  масса, кг

                          1.445

 Максимальная  скорость  км/ч

                          152

Время  разгона  с  места  с  переключением передач  до  100 км/ч.  сек. 

                           

                            16

Наименьший  радиус  поворота  по  оси  следа  наружного  переднего  колеса,  м.

 

                            5,6

                     Шины

   165/80 R-13  или  175/70 R-13

           Стояночный  тормоз

 

 

Ручной, с тросовым приводом на колодки тормозных механизмов задних колёс.

     Привод  рабочих  тормозов

 

 

Гидравлический, двухконтурный, с вакуумным усилителем и регулятором давления в приводе задних/тор

                   Тормоза

     Дисковые и барабанные

    Порядок  работы  цилиндров

                       1-3-4-2

             Рабочий  объём,  л

                     1,5  и  1,6

Диаметр цилиндра и ход поршня, мм   

                       79x80

Число и расположение цилиндров

               Четыре  в  ряд

         

        Система  электропроводки                            

 

Однопроводная, отрицательный полюс источников тока соединён с “ массой ”.

     Номинальное напряжение, В.

                            12

          Передаточное  число

            На  39  или  41x 10

             

              Задняя подвеска

 

 

Зависимая, с одной поперечной и четырьмя продольными штангами, с цилиндрическими пружинами и телескопическими амортизаторами

     Объём  топливного  бака, л

                            39

         Применяемое  топливо

 

                        АИ-92

 

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

2. Назначение, устройство, принцип работы рулевого управления.

Рулевое управление служит для изменения направления движения машины за счет поворота ее управляемых колес и для поддержания заданного направления движения.

2.1. Рулевой механизм.

Механизм рулевого управления «глобоидального» типа с передаточным числом 19,1.

Механизм (рис. 2.1), имеющий глобоидальный червяк и трехгребневый ролик, смонтирован в алюминиевом картере и крепится сзади управляемых колес четырьмя болтами 26 на наружной стороне лонжерона.

Червяк 16 напрессован на нижний рулевой вал 21 и установлен на двух роликовых конических подшипниках.

Комплектом прокладок 14 под крышками обеспечивается необходимый в подшипниках червяка преднатяг, соответствующий моменту вращения вала 2…12 даН.см (4…12 кгс.м). Люфт в подшипниках недопустим. В эксплуатации он устраняется числом прокладок под нижней крышкой 19.

Вал сошки 11, в пазу которого смонтирован трехгребневый ролик 9, вращается в двух бронзовых втулках 8 и радиально-упорном роликовом подшипнике 5 в верхней крышке 20 картера.

При вращении рулевого колеса ролик перемещается по нитке червяка и поворачивает вал вместе с сошкой 13 на угол 90о от упора до упора сошки в лонжерон.

Середина этого угла поворота сошки соответствует среднему положению червячной пары в беззазорном зацеплении или движению автомобиля по прямой.

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

 

Рис. 2.1. Рулевой механизм:

1-стопорная шайба; 2-регулировочный винт; 3-колпачковая гайка; 4-штифт; 5-ро-ликовый подшипник; 6-проббка наливного отверстия; 7-картер; 8-втулки; 9-трех-гребневый ролик; 10-манжета; 11-вал сошки; 12-верхняя крышка; 13-сошка;

14-регулировочные прокладки; 15-верхний подшипник червяка; 16-червяк;

17-нижний подшипник червяка; 18-болт сливного отверстия; 19-нижняя крышка; 20-боковая крышка; 21-нижний вал; 22-вкладыши уплотнителя; 23-уплотнитель; 24-карданный шарнир; 25-клин крепления карданного шарнира к валу рулевой колонки; 26-болты крепления рулевого механизма

 

Беззазорное зацепление червяка и ролика при движении автомобиля по прямой и направлениях, близких к ней, совершенно необходимо для больших скоростей, требующих «точного руля» и обеспечивания долговечности узла в эксплуатации. Первоначальное смещение геометрической оси ролика вверх относительно оси червяка на 6-6,5 мм позволяет производить устранение повышенного зазора в зацеплении по мере износа червячной пары путем

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

перемещения вала сошки в сторону червяка регулировочным винтом 2, в проточке которого вращается буртик носка вала сошки.

Игольчатые подшипники удерживаются в вилках с помощью стопорных колец 2 и защищены от попадания грязи сальниками 5.

Крестовина крепится в отверстиях ушков вилок стопорными кольцами 2. Вилка соединяется с валом клином 6 и гайкой.

Смазка подшипников крестовины в процессе эксплуатации не требуется.

2.2. Рулевая колонка.

Карданный шарнир соединяет вал рулевого механизма с рулевом валом, состоит из крестовины 4 (рис.2.2) с игольчатыми подшипниками 3 и двух вилок 1.

 

Рис.2.2. Карданный шарнир:

1-вилка; 2-стопорное кольцо; 3-игольчатый подшипник;

4-крестовина; 5-сальник; 6-клин

 

Рулевой вал 4 (рис.2.3) вращается в трубе рулевой колонки 5, с приваренным к ней фланцем, на двух шарикоподшипниках 1, установленных на вал через полиуретановые втулки для изоляции шумов и компенсации отклонений размеров. Втулки с подшипниками упираются в трубе наружными кольцами подшипников в выштамповки трубы, а на валу руля фиксируется стопорными кольцами.

На рулевой колонке установлены: выключатель зажигания 19 с противо-

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

угонным устройством и переключатели указателей поворота, света фар 15 и стеклоочистителя 16, закрытые состоящими из двух половин 6 и 18 пластмассовым кожухом.

Рис. 2.3. Рулевая колонка:

1-шариковый подшипник; 2-труба рулевой колонки; 3-кронштейн; 4-рулевой вал; 5-основание переключателей; 6-кожух колонки-верхняя часть; 7-ступица; 8-гайка крепления рулевого колеса; 9-сильфон; 10-каркас рулевого колеса; 11-противо-шумные поролоновые вкладыши; 12-обод рулевого колеса; 13-накладка; 14-рамка накладки; 15-переключатель указателя поворота и света фар; 16-перключатель стеклоочистителя; 17-кожух рулевого колеса; 18-кожух колонки-нижняя часть;

19-выключатель зажигания; 20-винт крепления рамки накладки; 21-винт крепления кожуха рулевой колонки-нижняя часть; 22-болт крепления рулевой колонки к панели приборов; 23-хомут крепления выключателя зажигания; 24-болт специальный хомута; 25-клин

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

Переключатели крепятся к основанию 7, привернутому к фланцу трубы рулевой колонки.

В средней части трубы рулевой колонки приварен хомут, через который колонка крепится к панели приборов. Кронштейн 3, через который проходит труба рулевой колонки, фиксирует колонку в требуемом положении по наклону и является ее второй опорой.

Рулевое колесо (см. рис. 2.3) устанавливается на верхний конец рулевого вала 4, имеющий конус и шлицы и крепится гайкой 8.

Покрытый интегральным пенополиуретаном металлический каркас через металлический энергопоглощающий элемент типа «сильфон» 9 жестко соединен с сидящей на шлицах рулевого вала ступицей 7 рулевого колеса. Во внутрь «сильфона» вложены поролоновые противошумные прокладки 11. В случае столкновения автомобиля с препятствием «сильфон», деформируясь, смягчает удар водителя о рулевое колесо. К четырем приклепанным к каркасу руля столбиковым опорам привернута рамка накладки 14 винтом 20 (сеч. В.В).

Накладка из интегрального пенополиуретана с декоративным орнаментом крепится на рамке накладки за счет упругости отбортовки нижней кромки накладки.

В верхних спицах рулевого колеса расположены два выключателя звукового сигнала.

2.3. Рулевые тяги и шарниры.

Рулевые тяги (рис.2.4) установлены сзади управляемых колес и состоят из боковых тяг, регулируемых по длине с помощью регулировочных трубок 3, поперечной тяги, соединенной с сошкой 6 и маятниковым рычагом 8, и двух рычагов 1.

Все шарниры тяг – самоподтягивающиеся, с полусферическими пальцами, разборные. Шарниры запрессованы в проушины тяг и наконечников и, при необходимости, могут быть заменены. От попадания влаги, пыли и грязи шарниры наконечника и тяги защищены резиновыми гофрированными уплотнителями (рис.2.5, А), напрессованными на буртик наконечника и тяги.

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

 

 

Рис. 2.5. Шаровые шарниры тяг рулевой трапеции:

1-шаровый палец; 2-резиновый уплотнитель; 3-тяга; 4-опорная пята; 5-корпус шарнира; 6-заглушка; 7-шплинт; 8-уплотнитель тяги сошки и маятникового рычага; 9-распорная втулка;

А-шарнир наконечника и средней тяги рулевой трапеции; В-шарнир тяги сошки

 

Шарниры тяги сошки и переднего конца маятникового рычага защищены колпачковыми резиновыми уплотнителями 8 (рис.2.5, В), прижатыми буртиком распорной втулки 9 к торцам головки сошки и тяге сошки.

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

2.4. Маятниковый рычаг.

Палец 10 (рис. 2.6) запрессован в маятниковый рычаг 1 и вращается в металлокерамических втулках 8, которые запрессованы в резиновые защитные втулки 9. Одна втулка своим торцом прижата к плоскости бобышки маятникового рычага, другая – к шайбе 6. Шайба вращается вместе с пальцем 10. Цилиндрическая часть металлокерамических втулок входит в кронштейн 7 с зазором, что позволяет переднему концу маятникового рычага упруго перемещаться до 2 мм за счет деформации резиновых втулок. В эксплуатации допускается перемещение переднего конца маятникового рычага до 4 мм. Это перемещение не влияет на устойчивость и безопасность движения автомобиля и не оказывает влияние на износ шин.

 

Рис. 2.6. Маятниковый рычаг:

1-рычаг; 2-сухорь; 3-корпус шарнира; 4-шаровой палец; 5-гайка; 6-шайба; 7-кронштейн; 8-втулка; 9-резиновая защитная втулка; 10-палец

 

на переднем конце маятникового рычага установлен шарнир, одинаковый по конструкции и размерам с шарниром тяги сошки, за исключением того, что в нем установлен под опорной пятой полиэтиленовый сухарь 2, который служит для удержания пальца 4 шарнира внутри корпуса 3 в определенном положении. При износе полиэтиленовый сухарь следует заменить. Не допускается сборка шарового шарнира маятникового рычага без сухаря. Также совершенно недопустима установка полиэтиленовых сухарей в другие шарниры рулевых тяг.

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

3.  ТО и ремонт рулевого управления.

3.1.   Уход за рулевым механизмом.

Состояние рулевого управления следует считать нормальным, если автомобиль исправен на ходу, нет передачи дорожных толчков и ударов на рулевое колесо, скрипов, стуков в рулевом механизме и тягах. При этом свободное перемещение (люфт) обода рулевого колеса не должна превышать 17 мм.

Проверку люфта производят на стоящем автомобиле с установленными в положение движения по прямой колесам. Рулевое колесо поворачивают вправо и влево с небольшим усилием до упора таким образом, чтобы колеса оставались неподвижными.

Каждые 5 000 км пробега необходимо проверять внешним осмотром рулевой механизм на герметичность. Подтекание масла не допускается. В случае обнаружения подтекания, снимают рулевой механизм с автомобиля и ремонтируют его.

Каждые 20 000 км:

- проверяют затяжку болтов крепления картера рулевого механизма моментом 5,0-6,2 даН.м (5,0-6,2 кгс.м);

- проверяют зацепление червяка и ролика в рулевом механизме и, при необходимости регулируют. Свободный ход на ободе рулевого колеса должен быть не более 17 мм.

Регулировка зазора в зацеплении ролика с червяком делается без снятия рулевого механизма с автомобиля, а для того, чтобы устранить осевое перемещение червяка (люфт в конических подшипниках), рулевой механизм нужно снять и разобрать. Поэтому перед регулировкой нужно проверить осевой люфт червяка. Эту проверку рекомендуется делать пальцем, устанавливая его между кожухом рулевого колеса и кожухом рулевого механизма, немного поворачивая при этом рулевое колесо вправо и влево. При наличии зазора в подшипниках червяка будет ощущаться осевое перемещение между кожухом

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

рулевого колеса и кожухом рулевой колонки.

Регулировка, устраняющая осевое перемещение червяка заключается в уменьшении количества прокладок под передней крышкой рулевого механизма и обеспечении вращения вала рулевого механизма 80 Н.см (8 кгс.см).

Если осевого перемещения червяка нет, то нужно отрегулировать только зацепление червяка с роликом.

 

Для регулировки необходимо:

- отвернуть колпачковую гайку и снять стопорную шайбу со стопорного винта;

- повернуть специальным ключом, прикладываемого к комплекту инструмента, регулировочный винт по часовой стрелке на несколько вырезов стопорной шайбы, одновременно проверяя свободный ход рулевого колеса;

- закончить регулировку по достижении величины свободного хода рулевого колеса не более 17 мм;

- заполнить шестигранную полость регулировочного винта смазкой Литол-24, поставить на место стопорную шайбу и навернуть колпачковую гайку;

- проверить правильность регулировки рулевого механизма на ходу автомобиля.

Если самовозврат передних колес при выходе из поворота стал «вялым», то нужно отвернуть регулировочный винт на 1-2 выреза стопорной шайбы и повторно проверить свободный ход рулевого колеса.

Один раз в 4-5 лет, а также при снятии рулевого управления заменить в нем масло (ТАД-17 и или «Омскойл Супер Т ТУ-38.301-19-61-92).

Для слива масла следует вывернуть нижний болт или ослабить все болты крепления нижней крышки. Чтобы ускорить слив, вывернуть маслоналивную пробку и слить масло сразу после поездки, пока оно горячее. Заливать масло следует до уровня 15-20 мм ниже кромки наливного отверстия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

 

3.2.    Уход за рулевой колонкой.

Через каждые 5 000 км проверить затяжку и надежность стопорения гаек крепления клина карданного шарнира при необходимости, подтянуть моментом 1,8-2,5 даН.м (1,8-2,5 кгс.м).

Через 20 000 км проверить затяжку и, при необходимости, потянуть моментом 1,2-1,8 даН.м (1,2-1,8 кгс.м) болты крепления рулевой колонки к панели приборов.

3.3.   Уход за рулевыми тягами и шарнирами.

В процессе эксплуатации, в случае замены уплотнителей шарниров, добавления в них смазки и т.п., требуется проведение регулировки шарниров.

Регулировку двух крайних шарниров производят в следующем порядке. Завернуть заглушку до упора, отвернуть ее на один оборот и далее до первого совмещения прорези заглушки с отверстием в корпусе и зашплинтовать.

Регулировку трех соседних шарниров рулевых тяг и одного, шарнира маятникового рычага производят в следующем порядке. Завернуть заглушку до упора, отвернуть ее на пол-оборота и далее до первого положения, в котором шарнир можно зашплинтовать. Гайки шаровых пальцев и гайки пальца маятникового рычага следует затягивать в следующем порядке: гайку затянуть предварительно моментом 4-5 даН.м (4-5 кгс.м), а затем дотянуть до ближайшего совпадения прорези гайки с отверстием под шплинт пальца и зашплинтовать. Дотягивание гайки более чем на одну прорезь, а также отвертывание гайки для совмещения прорези с отверстием в пальце не допускается.

Проверку затяжки шплинтовых гаек производят, не вынимая шплинта. Если требуется подтяжка, расшплинтовать гайку, затянуть требуемым моментом и зашплинтовать.

Через каждые 5 000 км пробега проверяют внешним осмотром отсутствие следов механических повреждений тяг и рычагов и состояние уплотнителей шарниров рулевых тяг. Разрывы уплотнителей, подтекание

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

смазки не допускается.

Для замены уплотнителей выпрессовать шаровые пальца шарнира из гнезд и заменить уплотнители. Установить пальцы в гнезда и заменить уплотнители. Установить пальцы в гнезда, затянуть гайки пальцев моментом 40-50 Н.м (4-5 кгс.см) и проверить состояние стяжного хомута. Если зазор А между стянутыми губками меньше 1 мм, хомут заменить (рис.3.1);

 

Рис. 3.1.   Определение годности стяжного хомута

 

- проверить затяжку гайки пальца маятникового рычага моментом М=40-50 Н.м (4-5 кгс.м), при необходимости подтянуть. Убедиться в отсутствии проворачивания опорной шайбы относительно гайки при повороте руля влево-вправо;

- проверить люфт в шарнирах рулевых тяг.

В эксплуатации могут иметь место две разновидности люфта в шарнирах рулевых тяг:

1. люфт хвостовика шарового пальца в коническом гнезде бобышки рулевой тяги. Люфт обнаруживается при энергичном покачивании рулевого колеса вправо-влево. При отсутствии деформации и износа конического гнезда тяги и хвостовика шарового пальца этот люфт устраняется подтяжкой гайки крепления шарнира рекомендованным моментом. В противном случае следует заменить шарнир и тягу.

2. люфт, обусловленный износом сферических поверхностей шарового пальца и корпуса шарниров. Этот вид люфта можно выявить при энергичном покачивании рулевой тяги вдоль оси шарового пальца (с усилием около 20 кгс), приложив пальцы к шарниру и бобышке тяги.

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

 В случае заметного люфта шарниров нужно определить степень их износа, для чего расшплинтовать резьбовую заглушку, завернуть ее в корпус до упора и измерить величину утопания заглушки относительно торца корпуса (расстояние А на рис. 3.2, слева). Если утопание менее 5,5 мм, то шарнир пригоден к дальнейшей эксплуатации и нуждается только в регулировке.

 

Рис. 3.2. Проверка износа шарового шарнира:

Слева – предварительная; справа – окончательная;

А – не более 5,5 мм; В – не более 16 мм

Если утопание превышает 5,5 мм, вывернуть заглушку, вынуть пружину, опорную пяту и измерить расстояние В от малой сферы пальца до торца (рис.3.2, справа). Если оно превышает или равно 16 мм, то поставить новый шарнир или новые шаровой палец и корпус шарнира.

Если расстояние В не превышает 16 мм, то промыть детали шарнира, собрать его, заложить свежую смазку и отрегулировать. Смазка должна находиться не только между заглушкой и шаровым пальцем, но и между пальцем и уплотнителем.

Через каждые 20 000 км пробега:

- добавить смазку в шарниры рулевых тяг.

Добавку смазки в шарниры следует производить без снятия рулевых тяг с автомобиля, для чего:

1.     очистить шарнир от грязи,

2.     расшплинтовать, вывернуть заглушку, вытянуть опорную пяту и пружину,

заложить в корпус шарнира 2-3 см3 рекомендованной смазки

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

3.     ЛИТОЛ-24, для чего:

- нажать на конец тяги около смазываемого шарнира вверх, чтобы между шаровым пальцем и опорной поверхностью корпуса шарнира образовался зазор (рис. 3.3, А), завернуть заглушку до упора (рис. 3.3, В).

 

Рис.3.3. Заполнение шарнира смазкой.

 

При этом смазка пройдет под уплотнитель шарнира;

- вывернуть заглушку.

4. установить на место опорную пяту и пружину, завернуть заглушку и отрегулировать шарнир, как указано выше.

5. зашплинтовать заглушку.

Через каждые 60 000 км пробега добавить смазку в кронштейн маятникового рычага, для чего:

- снять правое колесо;

- расшплинтовать и отвернуть гайку пальца маятникового рычага;

- отсоединить болты крепления кронштейна маятникового рычага;

- снять кронштейн с оси;

- заложить графитовую смазку УСсА в кронштейн. Надеть кронштейн на ось, установить на место, затянуть болты крепления кронштейна М=50-62 Н.м (5-6,2 кгс.см), установить опорную шайбу, гайку и затянуть ее моментом М=40-50 Н.м (4-5 кгс.см), зашплинтовать.

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

Возможные неисправности рулевого управления и методы их устранения

Причина неисправности

Метод устранения

Пятнистый износ шин передних колес или одной из них

Наличие зазора в зацеплении червяка с роли-ком или в подшипнике червяка

Люфт в шарнирах рулевых тяг

Ослабление крепления рул.механизма к раме, сошки на валу, поворотных рычагов к кулаку

Причины, не связанные с рулевым управлением

Отрегулировать рулевой механизм

 

Отрегулировать шарниры

Подтянуть крепления

 

Неисправности передней подвески

 

Неравномерный боковой износ шин передних колес

Нарушение регулировки сходимости передних колес

Отрегулировать сходимость изменением длины боковых тяг

Повышенное усилие на рулевом колесе при повороте и отсутствие самовозврата при выходе автомобиля из поворота

Нарушение регулировки рулевого механизма

Причины, не связанные с рулевым управлением

Отрегулировать

Неисправности передней подвески

 

Повышенная передача на руль дорожных толчков, вибраций и стуки, ощущаемые на рулевом колесе

Нарушение регулировки рулевого механизма

Нарушение баланса колес

 

Ослабление крепления рулевой колонки

 

Люфт с маятниковом рычаге

 

Люфт в шарнирах рулевых тяг

Ослабление креплений деталей колонки рулевого управления

Ослабление крепления вилок карданного шарнира

Отрегулировать

Произвести динамическую балансировку колес

Подтянуть крепление рулевой колонки

Заменить изношенные втулки маятникового рычага

Отрегулировать шарниры

Подтянуть ослабевшие крепления

 

Подтянуть гайку клинового соединения вилки

Неравномерное усилие на рулевом колесе с «заеданием» на повороте

Повреждение рабочей поверхности червяка, вмятина на ролике или разрушение шариков ролика

Заменить червяк или вал сошки с роликом в сборе

Подтекание смазки из рулевого механизма

Износ или повреждение манжет вала сошки или вала руля

Ослабление крепления передней или задней крышки

Заменить манжеты

 

Подтянуть болты

Задевание колес за брызговики и крылья при круговом повороте или неправильное расположение рулевого колеса при движении по прямой

Неправильно установлено рулевое колесо на валу или неправильно отрегулировали боковые рулевые тяги

Переставить рулевое колесо или отрегулировать сходимость колес

 

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

3.4. Ремонт рулевого управления.

3.4.1. Ремонт рулевого механизма.

Для снятия рулевого механизма с автомобиля необходимо:

- снять переднее левое колесо, предварительно установив автомобиль на подъемник или на подставки, обеспечивающие нормальную работу снизу автомобиля;

- снять задний уплотнитель брызговика кузова;

- отвернуть гайку 25 клина крепления вилки карданного шарнира (рис.2.2) на валу рулевой колонки, снять шайбу и выбить клин из вилки шарнира в помощью медной или алюминиевой оправки и молотка;

- повернуть рулевое колесо до отказа вправо для удобства установки съемника;

- расшплинтовать гайку шарового шарнира, отвинтить ее и выпрессовать шаровой шарнир из отверстия сошки с помощью приспособлений 7823-6399 или 7823-6811;

- отвернуть гайки болтов крепления уплотнителя 23;

- отвернуть болты 26 крепления рулевого механизма и снять механизм вместе с уплотнителем.

Перед разборкой рулевого механизма необходимо:

 - отвернуть гайку крепления и с помощью приспособлений 7823-6092 снять сошку;

- очистить рулевой механизм от пыли и грязи, особенно обратить внимание на очистку нижнего (шлицевого) конца вала сошки;

- отвернуть пробку 6 (см. рис. 2.1) наливного отверстия и болт 18 нижней крышки и слить масло, имеющееся внутри картера рулевого механизма;

- отвернуть гайку, выбить клин и снять карданный шарнир вместе с уплотнителем кузова;

- установить механизм на специальном приспособлении. При необходимости крепления рулевого механизма в тисках, его следует зажимать

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

за бобышки картера под болты. Картер из алюминиевого сплава, поэтому зажим его верхней или хвостовой части может привести к деформации посадочных мест в картере;

- с вала червяка снять уплотнитель колонки;

- установить зацепление рулевого механизма в среднее положение (на половинное число оборотов вала руля от упора до упора). В противном случае вал сошки не выйдет из картера;

- ослабить крепление колпачковой гайки 3, отвернуть болт крепления боковой крышки 20 к картеру;

- с помощью легких ударов медного или алюминиевого молотка вынуть из картера вал сошки вместе с боковой крышкой;

- с боковой крышки отвернуть колпачковую гайку, снять шайбу «звездочку», шестигранным ключом, вставленным во внутренний шестигранник регулировочного винта 2, вывернуть из крышки винт и через боковую прорезь в винте снять его с хвостовика вала сошки;

- отвернуть болты крепления нижней крышки 19, снять крышку вместе с регулировочными прокладками 14, вынуть червяк 16 с валом червяка, подшипником 17 и сепаратор с роликами верхнего подшипника 15;

- отвернуть болты крепления верхней крышки 12 и снять ее вместе с наружным кольцом подшипника 15 и регулировочными прокладками (эти прокладки от крышки не раскомплектовывать, так они нужны будут при следующей сборке);

- из крышки удалить манжету;

- из картера рулевого механизма удалить манжету 10 и наружное кольцо подшипника 15.

Осмотр и контроль деталей.

Учитывая высокую ответственность рулевого управления и аварийную опасность в случае его неисправности, детали рулевого управления при наличии износа или повреждения, как правило, не ремонтируются, а выбраковываются и заменяются новыми.

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

Червяк рулевого механизма не ремонтируется и требует замены вместе с валом. Червяк следует заменить, когда на поверхности нитки имеются вмятины, трещины или выкрашивание закаленного слоя в виде раковин, при значительном износе нитки червяка, а также при выкрашивании беговых дорожек под подшипники. В этом случае5 производится замена обоих подшипников вместе с наружными кольцами.

Ролик вала сошки также не подлежит ремонту, а требует замены если на поверхности нитки ролика имеются раковины, вмятины или трещины, влияющие на плавность работы рулевого механизма. Кроме того, ролик нужно менять, если образовался люфт в шариковых подшипниках, или в посадке на оси. В этом случае рекомендуется заменить ролик вместе с валом сошки. При необходимости замены только ролика нужно рассверлить головку или, удалив ее на наждачном кругу, выбить ось и демонтировать ролик. После установки нового ролика допускается закрепление оси на валу сошки электросваркой со стороны удаленной головки, при условии тщательной зачистки наплывов металла. Ролик при этом нужно охладить, не допуская перегрева.

Вал сошки рулевого механизма, как правило, ремонта не требует. Его нужно заменить только при скручивании шлиц или при повреждении резьбы на хвостовике, а также при износе поверхностей до Ø 32 мм и опорных стоек паза под ролик 11 (см. рис.2.1).

Картер рулевого механизма требует замены или ремонта с расточкой посадочной поверхности под передний конический подшипник и запрессовкой ремонтной стальной втулки, если эта поверхность имеет диаметр более 58,12 мм. Ремонтную втулку нужно растачивать концентрично с поверхностью под задний конический подшипник до размера 58  мм.

Конические подшипники червяка заменяются новыми, если для устранения осевого люфта червяка необходимо удалить все регулировочные прокладки и оставить только уплотнительную или при повреждении рабочих поверхностей наружных колец и роликов.

 

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

 Сборка и регулировка рулевого механизма

Предупреждение. При установке в картер вала сошки 1 его цилиндрическая часть, ролик 6, наружные поверхности червяка 14, вала червяка, а также рабочие поверхности манжет перед запрессовокой смазать трансмиссионным маслом «Омскойл Супер Т» ТУ 38.301-19-62-92. Перед установкой пружины в манжеты, полости манжет должны быть заполнены смазкой ЛИТОЛ-24 ГОСТ  21150-87. Перед окончательной затяжкой болтов всех крышек на резьбовую часть болтов нанести лак-герметик ТУ 6-10-1010-80.

- закрепить картер рулевого механизма в приспособление;

- установить в картер вал с червяком и подшипниками (см. рис.2.1.). При этом торец верхнего роликового подшипника 15 должен упираться в торец верхней крышки, под которую следует установить существовавший при разборке пакет прокладок или одну прокладку, если заменялся червяк или ролик. В противном случае подшипник сдвинется при эксплуатации автомобиля, и регулировка механизма нарушается;

- подбором количества прокладок 14 под нижней крышкой отрегулировать так, чтобы вал червяка проворачивался при моменте 4…8 даН (4…8 кгс.см). Момент должен замеряться после затяжки болтов 18 нижней крышки и при отсутствии вала сошки 1 и манжеты в верхней крышке 12. (Толстые прокладки имеют толщину 0,25 мм, тонкие – 0,12 мм);

- установить регулировочный винт 2 на вал сошки;

- поставить на место вал сошки и боковую крышку 20;

- завернуть  регулировочный до упора таким образом, чтобы поворот вала червяка (нижний вал 21) был в пределах 16025 даН.см (16-25 кгс.см);

- надеть на вал сошки сошку, шайбу, пружинную шайбу и завернуть гайку моментом 10,5-12 даН.м (10,5-12 кгс.м);

- вращая вал червяка, установить сошку в положение при котором угол между поверхностью одного из упоров и привалочной плоскостью картера рулевого механизма приспособления был равен 45о;

- в этом положении упоров сошки нанести совпадающие метки на верхней крышке и валу червяка;

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

- вращая вал червяка в диапазоне поворота сошки от упора до упора найти такое положение сошки, при котором момент поворота вала червяка будет максимальным.

При этом  сделанные метки на валу червяка и на верхней крышке должны совпадать или расходиться на расстояние не более 1,5 мм. Если это расстояние больше, то необходимо переносом части прокладок из-под нижней крышки под верхнюю добиться указанного совпадения меток на валу червяка и нижней крышке и максимального момента поворота вала червяка от упора до упора. При этом общее количество прокладок под верхней и нижней крышкой не должно быть сохранено;

- на передний конец вала рулевого механизма надеть уплотнитель кузова вместе с карданным  шарниром;

- установить клин крепления вилки карданного шарнира, шайбу и гайку, затянув ее моментом 1,8-2,5 даН.м (1,8-2,5 кгс.м).

Установка рулевого механизма на автомобиль производится в порядке, обратном снятию. При этом перед установкой гаек болтов крепления механизма необходимо под переднюю нижнюю гайку установить кронштейн привода выключения сцепления. Болты крепления картера рулевого механизма к раме затянуть моментом 4,9-6,1 даН.м (4,9-6,1 кгс.м), гайку клина вилки карданного шарнира рулевой колонки – моментом 1,8-2,5 даН.м (1,8-2,5 кгс.м);

- установить палец шарнира рулевой тяги в отверстие сошки, затянуть гайку на пальце моментом  4…5 даН.м (4…5 кгс.м), а затем дотянуть ее до ближайшего совпадения прорези гайки с отверстием под шплинт и зашплинтовать.

Предупреждение. Дотягивание гайки более чем на одну прорезь, а также отворачивание гайки для совмещения прорези с отверстием в пальце не допускается.

3.4.2. Ремонт рулевой колонки.

При снятии рулевого колеса:

- снять накладку с рулевого колеса вместе с орнаментом накладки;

- вывернуть два винта крепления, вынуть выключатели сигнала и отсоединить провода;

- вывернуть четыре винта, крепящих рамку накладки и каркасу рулевого колеса, и снять рамку с винтами и шайбами;

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

- отсоединить от штекерного разъема 12 провод 6 сигнала в каркасе рулевого колеса;

- отвернуть гайку крепления рулевого колеса на валу;

- установить съемник на рулевое колесо и снять колесо вместе с облицовочным кожухом;

- снять облицовочный кожух рулевого колеса, вывинтив предварительно четыре винта;

- снять с вала рулевого управления втулку сбрасывателя с контактом выключателя сигнала в сборе;

- разъединить верхнюю часть кожуха с нижней частью кожуха, вывинтить три винта, соединяющих верхнюю часть кожуха с нижней;

- вывернуть винт крепления верхней части кожуха к основанию переключателей и снять верхнюю часть кожуха;

- вывернуть два винта крепления нижней части кожуха к основанию и скобе кронштейна колонки и снять верхнюю часть кожуха; 

- снять спецгайки с основания скобы.

При снятии основания переключателей поворотов и переключателем указателей поворотов и переключателем стеклоочистителя с колонки;

- отсоединить выводы проводов жгута от штекеров переключателя;

- разъединить восьмиконтактную колодку переключателя и жгута проводов стеклоочистителя;

- снять чехол и отсоединить провода от выводов замка зажигания;

- вывернуть три винта, крепящих основание переключателей к фланцу трубы колонки рулевого управления, и снять основание с переключателем указателя поворотов, переключателем стеклоочистителя в сборе, контактным кольцом и шайбами;

- вывернуть четыре винта крепления переключателей поворотов и стеклоочистителя к основанию и снять их вместе с шайбами.

При снятии колонки рулевого управления с автомобиля:

- вывернуть и снять два болта с шайбами и две втулки;

- отвернуть гайку клина крепеления вилки шарнира (крестовины) на валу рулевой

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

колонки, снять шайбу;

- выбить клин из вилки шарнира с помощью медной или алюминиевой оправки и молотки и снять рулевую колонку.

Разборка рулевой колонки:

- установить колонку в тиски, закрепив ее за ушки хомута крепления колонки к панели приборов;

- высверлить два спецболта крепления выключателя зажигания и снять выключатель;

- снять с нижнего конца рулевого вала стопорное кольцо;

- снять шайбу , воздействуя на нижний конец рулевого вала, выпрессовать вместе с подшипником в верхней части трубы;

- снять стопорное кольцо и снять с вала шайбу и подшипник с втулкой;

- вынуть подшипник с втулкой и шайбой из нижнего конца трубы рулевой колонки.

Осмотр состояния деталей. Вал руля следует заменить на новый в случае его погнутости, повреждения. Забоины на шлицах при необходимости зачистить. Подшипники должны легко вращаться и не иметь радиального и осевого люфта. Полиуретановые втулки и шайбы следует заменить при наличии на них следов выработки и износа.

Сборка рулевой колонки

- смазать подшипники смазкой Литол-24 и установить на полиуретановые втулки;

- запрессовать подшипники в трубу рулевой колонки до упора в три просечки на трубе;

- осторожно вставить вал руля так, чтобы он прошел через отверстие полиуретановых втулок;

- установить шайбы и стопорные кольца;

- установить выключатель зажигания с хомутом крепления и затянуть хомут двумя спецболтами с отрывными головками до момента отрыва головок;

- вынуть колонку из тисков.

 

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

 Установка рулевой колонки на автомобиль

- установить колонку так, чтобы вал колонки вошел в отверстие вилки карданного шарнира, а отверстие под клин вилки шарнира совпало с лыской рулевого вала;

- вставить клин в отверстие вилки со стороны необработанной поверхности вилки, надеть шайбу и затянуть гайку моментом 1,8…2,5 даН.м (1,8…2,5 кгс.м);

- установить колонку в паз кронштейна и совместить отверстие в хомуте с отверстиями в панели приборов;

- вставить в отверстия два болта с шайбами и надеть на выступающую часть болтов втулки. Ввинтить и затянуть болты моментом 1,2…1,8 даН.м (1,2…1,8 кгс.м).

Установка основания переключателей с переключателями указателей поворотов и стеклоочистителя на колонку рулевого управления:

- установить переключатель стеклоочистителя на основание и ввинтить два винта с шайбами до отказа так, чтобы затяжка обеспечила неподвижность переключателя относительно основания;

- установить переключатель указателей поворота, ввинтить и затянуть два винта с шайбами так, чтобы затяжкой была обеспечена неподвижность переключателя относительно основания;

- установить подсобранное основание с контактным кольцом, предварительно смазав поверхность кольца графитовой смазкой, на вал рулевого управления, ввинтить и затянуть три винта с шайбами. Затяжка должна обеспечить неподвижность основания относительно фланца колонки;

- подключить выводы проводов от жгутов к штекерам переключателя указателей поворотов;

 - подсоединить восьмиконтактные колодки от переключателя стеклоочистителя и выключателя зажигания;

- от жгута подсоединить голубой провод к выводу контактного кольца включателя звукового сигнала.

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

Установка кожухов на колонку рулевого управления и втулки на вал рулевого управления:

- надеть две специальные гайки на основание переключателей и одну скобу;

- прикрепить нижнюю часть кожуха к основанию переключателей и скобе тремя винтами;

- прикрепить верхнюю часть кожуха к основанию винтом и соединить эту часть кожуха с нижней частью тремя винтами;

- на вал рулевого управления установить втулку сбрасывателя с контактом выключателя сигнала в сборе.

Сборка и установка колеса рулевого управления на вал колонки:

Прикрепить облицовочный кожух к каркасу рулевого колеса четырьмя винтами.

- установить рулевое колесо на шлицы вала в произвольном положении;

- повернуть рулевое колесо до упора сошки в лонжерон;

- при повороте рулевого колеса в противоположную сторону до упора сошки в лонжерон точно подсчитать количество оборотов рулевого колеса;

- поделить пополам полученное число оборотов и на это число оборотов повернуть рулевое колесо;

- подсоединить к штекерному разъему провод сигнала в каркасе рулевого колеса;

- установить рулевое колесо так, чтобы при выставленных управляемых колесах для движения по прямой несовпадение плоскости симметрии рулевого колеса и вертикальной плоскости не превышало 5о.

Примечание. Правильность установки рулевого колеса проверить при движении автомобиля.

- гайку крепления рулевого колеса на валу затянуть моментом 6,5…7,5 даН.м (6,5…7,5 кгс.м) и раскернить ее в двух местах для предотвращения от самоотвинчивания;

- закрепить рамку накладки на каркасе рулевого колеса четырьмя

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

винтами с шайбами;

- установить накладку вместе с орнаментом накладки в рамку так, чтобы отбортовка рамки зашла за бурт накладки.

Примечание. После сборки рулевого колеса проверить работоспособность включателя звукового сигнала.

3.4.3. Ремонт рулевых шарниров и тяг.

Снятие с автомобиля рулевых тяг:

- отвернуть болты крепления кронштейна маятникового рычага;

- отсоединить шаровый шарнир от сошки, используя специальный съемник 7823-6711 или универсальный съемник;

- отсоединить шарниры от поворотных рычагов, используя съемник 7823-6899.

При отсутствии приспособления для демонтажа конусной части шарового пальца из гнезда рычага и поперечной тяги приставить металлическую прокладку к его головку и ударить молотком по головке с противоположной стороны (аккуратно, не нанося удар одновременно по уплотнителю).

Разборка:

- используя приспособление 7823-6711 отсоединить шаровой шарнир от маятникового рычага;

- используя приспособление 7823-6899 отсоединить средние шарниры от тяги сошки;

- выпрессовать шарниры из гнезд в тисках или на прессе с помощью втулки, предварительно сняв резиновые уплотнители, распорные втулки, удалив шплинты и повернув гайку заподлицо с торцом пальца;

- разъединить наконечники, хомуты, регулировочные стулки и рулевые тяги.

Из шарнира вывернуть:                    

- заглушку, вынуть пружину, опорную пяту, шаровой палец;

- расшплинтовать и отвернуть гайку оси маятникового рычага, снять с

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

оси опорную шайбу и кронштейн.

Осмотр и контроль деталей.

После разборки детали рулевых тяг тщательно промыть, просушить и осмотреть.

Резиновые уплотнители не должны иметь трещин, разрывов, следы механических повреждений.

Резьба на деталях и гайках не должна иметь повреждений.

Металлокерамические втулки кронштейна маятникового рычага и ось рычага не должны иметь износов и задиров.

Не допускается выработка на торцах кронштейна и торцах стопорной шайбы. Сферические поверхности и конусы шаровых пальцев и сопряженных с ними деталей (корпуса, опорные пяты, рычаги поворотные и тяги) не должны иметь следов износа, задиров и т.п.

Шарнир не пригоден к эксплуатации, если при вставленном в корпус шаровом пальце размер от края корпуса до малой сферической головки превышает 16 мм.

Изношенные и треснувшие пластмассовые распорные втулки, кольца, сухари шарниров маятникового рычага подлежат замене.

Следы механических повреждений и погнутости на рычагах, тягах, сошке и других деталях не допускаются.

Сборка. Перед сборкой заложить смазку Литол ВНИИ НП-242 или Литол-24 в количестве:

внутрь шарнира 2,5-3 г;

внутрь колпачкового уплотнителя 2,5-3 г;

внутрь гофрированного уплотнителя 5,0-5,5 г.

В новых шарнирах, поставляемых с запчасти, смазка в уплотнитель заложена и ее необходимо сохранить.

Вставить в корпус шарнира палец и замерить размер от малой сферы пальца до торца корпуса. Если этот размер более 16 мм, шарнир к эксплуатации непригоден.

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

 Собрать шарниры в порядке, обратном разборке, завернув заглушки до упора и не устанавливая шплинты.

Внимание!!! При сборке шарнира маятникового рычага обязательна установка полиэтиленового сухаря между головкой шарового пальца и опорной пятой.

Запрессовка шарниров производится со снятыми уплотнителями и без шплинтов, для работавших шарниров (требуют регулировки) и со шплинтом для шарниров в сборе, используемых из запчастей (регулировка не требуется).

Для запрессовки шарнира рулевых тяг рекомендуется пользоваться опорной втулкой и нажимной пятой, в которой сделаны два противоположных паза под шплинт и выточка глубиной 5,5-6 мм, ограничивающая правильное положение шарнира относительно торца головки наконечника.

Шарнир должен быть запрессован в наконечники и тяги рулевой трапеции так, чтобы большая ось овального отверстия корпуса шарнира была направлена вдоль стержня тяги. Отклонение – не более 3о. В головку маятникового рычага шарнир запрессовывается поперек плоскости, проходящей через оси пальца и отверстия под шарнир. Отклонение не более 6о.

Отрегулировать шарнир следующим образом:

- для всех новых шарниров – используемых из запчастей (в сборе, зашплинтованные) регулировка не требуется. Она проводится при сборке следующим образом: завернуть заглушку до упора и отвернуть до ближайшего совпадения прорези не более чем на ½ оборота и зашплинтовать.

Для шарниров, бывших в эксплуатации и имеющих заметный износ сферических поверхностей корпуса и пальца;

- для 2-х крайних шарниров рулевых тяг – завернуть заглушку до упора и отвернуть на 1 оборот и далее до первого совмещения прорези заглушки с отверстием в корпусе;

- для 3-х остальных шарниров – завернуть заглушку до упора, отвернуть на ½ оборота и далее до первого совпадения прорези заглушки с отверстием в корпусе под шплинт;

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

- для шарнира маятникового рычага – регулировку произвести как для нового шарнира.

Зашплинтовать заглушки.

Установить уплотнители. Гофрированный уплотнитель наконечника тяги напрессовывается на выступ головки наконечника с помощью оправки с внутренним диаметром 41 и длиной 40 мм.

Заложить в кронштейн маятникового рычага смазку графитовую УСаА, вставить рычаг, установить опорную шайбу, затянуть гайку оси моментом М=40-50 Н.м, зашплинтовать.

Собрать рулевые тяги в порядке обратном разборке.

3.4.4. Инструменты и приспособления

для ремонта рулевого управления

1.     медная или алюминиевая оправка

2.     молоток

3.     приспособление 7823-6399 или 7823-6811

4.     приспособление 7823-6092

5.     тиски

6.     шестигранный ключ

7.     приспособление для сборки и регулировки рулевого механизма

8.     съемник 7823-6093

 

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

4.   Техника безопасности и

противопожарные мероприятия

В условиях автотранспортных предприятий и сервисных центров важное значение имеют мероприятия, устраняющие вредное влияние отработанных газов, этилированного бензина, кислот и других вредных материалов на здоровье работающих при ТО и ремонте автомобилей, погрузочно-разгрузочных работах. Помещения, где выполняют ТО и ремонт автомобилей должны быть хорошо освещены и содержаться в чистоте.

Безопасность работы во многом зависит от исправности применяемого инструмента. При разборке узлов и  механизмов нельзя применять ключи, не соответствующие размерам гаек, с установкой подкладок в зев ключа; наращивать ключ другим ключом; ударять молотком по ключу при отвертывании гаек; отвертывать гайки молотком и зубилом. Рукоятка должна прочно удерживать молоток ( или кувалду)для чего в торец рукоятки выбивают клин из мягкой стали. Бойки молотков и кувалд должны быть без заусенец и трещин, с гладкой, слегка выпуклой поверхностью. Отвертку для работы выбирают такую, чтобы ширина ее рабочей части была равна диаметру головки винта.

Нельзя становиться на подвижные, особенно круглые детали, так как с них легко можно упасть.

Соосность деталей проверят с помощью оправки. Ни в коем случае нельзя использовать для этих целей свой палец.

При сливе горячего масла из поддона двигателя нужно остерегаться, чтобы не обжечь руки.

Запрещается техническое обслуживание автомобиля с работающим двигателем, за исключением случаев его регулировки.

Подъемно-транспортное оборудование должно быть в исправном состоянии и использоваться только по своему прямому назначению.

 

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

Во время работы не следует оставлять инструменты на краю смотровой канавы, на подножках, капоте или крыльях автомобиля.

Во время разборки и сборки узлов и агрегатов следует применять специальные съемники и ключи. Трудно снимаемые гайки сначала нужно смочить керосином, а затем отвернуть ключом. Отвертывать гайку зубилом и молотком не разрешается.

Запрещается загромождать проходы между рабочими местами деталями и узлами, а также скапливать большое количество деталей на местах разборки.

Рабочий инструмент следует содержать в исправном состоянии.

Одним из основных мероприятий по обеспечению безопасности труда является обязательный инструктаж вновь принимаемых на работу и периодический инструктаж всех работников предприятия. Все работники независимо от производственного стажа и квалификации должны один раз 6 месяцев проходить повторный инструктаж, во время которого разбирают допущенные нарушения. Каждый инструктаж регистрируется в журнале.

Чтобы предупредить возникновение пожаров, надо соблюдать следующие основные правила:

Курить только в отведенных для этого местах.

Не пользоваться открытым огнем.

Все подтекания необходимо устранять немедленно во избежание возгорания автомобиля.

Масло и топливо, попавшее на поверхность, надо удалять ветошью, а промасленную ветошь складывать в металлические ящики с крышками.

Необходимо периодически осматривать состояние электропроводки и электрооборудования.

Запрещается тушить загоревшиеся нефтепродукты водой, т.к. они всплывают на поверхность и, окруженные воздухом, горят еще сильнее.

В случае воспламенения нефтепродуктов пламя тушат огнетушителем, засыпают землей или песком, прикрывают брезентом или войлоком.

 

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

Используемая литература

1.     Журнал-  “ За  рулём ”

2.     Борисов В. И -  Автомобиль  ВАЗ 2106 “ Жигули”

3.     Роговцев В. Л;  Пузанков А. Г;  Ольфильд  В. Д -  “ Устройство  и  эксплуатация  автотранспортных  средств ”.

4.     Платонов  В. A -  полноприводные  автомобили.

5.     Голованенко С. А -  “ Экономика  автотранспортного  транспорта ”.

6.     Румянцев С. И -  “ Ремонт  автомобилей ”.

 

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

Введение

Автомобиль - самое распространенное в современном мире механическое транспортное средство.

Началось промышленное производство автомобилей в Европе, а в 1892 году американский изобретатель Г.Форд построил автомобиль конвейерной сборки. В России автомобили начали собирать в 1890 году из импортных деталей на заводах «Фрезе и К». В 1908 году началась сборка автомобилей «Руссо-Балт» на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге сначала из импортных деталей, а затем из деталей отечественного производства.

Однако началом отечественного автомобилестроения считается 1924 год, когда на заводе АМО (ныне ЗИЛ-Московский завод имени Лихачева) были установлены первые отечественные грузовые 1,5-тонные автомобили АМО-Ф с двигателем мощностью 30 л.с. В 1927 году появился первый отечественный новый автомобиль НАМИ-1 с двигателем мощностью 18,5 л.с. С введением в строй в 1932 году Горьковского автозавода началось интенсивное развитие отечественного автомобилестроения. Большим прорывом в производстве «отечественных легковых автомобилей явился ввод в строй Волжского автозавода (ВАЗ,1970год) и Камского (КАМАЗ, 1976 год) по производству грузовых автомобилей.

 

Значение автотранспорта в экономики России.

На долю автомобильного транспорта в народном хозяйстве России приходится значительная часть перевозимых грузов. Такое массовое использование автомобилей объясняется тем, что они могут доставлять пассажиров и грузы от места отправления до места назначения без пересадки и перегрузки. Это и определило широкое применение автомобилей в Вооружённых силах, где их используют не только как транспортные средства, но и как боевые машины, несущие вооружение.

Автомобиль так же применяется в работе скорой помощи, для перевозки больных людей, в пожарной службе, для тушения пожаров, в милиции, в газовой службе, в строительстве и т.д. В нашей стране распоростронен

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

автомобильный спорт: это трековые гонки и внедорожники 4x4. Автомобиль не только помощнил в работе, но и ещё как семейное средство передвижения, средство досуга. Автотранспорт имеет большое значение в экономике России, так как он перевозит большие грузы на длинные расстояния (экспорт), как по регионам России, так и зарубеж (дальнобойщики).

 

Ученые, механики, принимавшие участие в создании и производстве автомобилей.

 

Попытки  создать самодвижущуюся тележку  принимались с   19  века.   В России над проектом такой повозки работал изобретатель И.П.Кулибин.

В 1770 году французский изобретатель Н.Ж.Кюньо построил паровой трёхколёсный тягач, который явился предшественником не только автомобиля, но и паровоза. Однако паровые повозки были тяжелыми, неудобными для пользования на обычных дорогах и распространения не получили. Появление ДВС лёгкого компактного и сравнительно мощного, открыло широкие возможности для развития автомобилестроения. И в 1885 году немецкий изобретатель Г.Даймлер создал первый мотоцикл с бензинным двигателем, а уже в 1886 году немецкий изобретатель К.Бенц запатентовал трёхколёсный •автомобиль. В 1896 году А.Яковлев демонстрировал первый русский автомобиль.

 

Основные заводы России и выпускаемые в настоящий момент

модели.

 

Основной завод России — Волжский автозавод, построенный в 1970 году в городе Тольятти. Он выпускает автомобили семейства Лада-2115, 2114, 2113,2109-99, новый «Проект-2170» -автомобиль 10 семейства, 1,6-литровым мотором, так же одноместный, среднемоторный Lada-Revolution. Автомобили

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

предназначенные для участия в кольцевых гонках, проектировали с 2001 года, привод задний, мотор - 1,6 л, 16 клапанный, мощностью 200 л.с.,6 ступ, КПП, 1 00 км/час - за 6,5с. Максимально - 260 км/час. ОКА-2-1121, Chevrolet Niva-сделано совместно с компанией «Дженерол Моторс».

Ульяновский автозавод- выпускает автомобили УАЗ-3765м(микроавтобус) УАЗ-2360-в2003году.

Ижевский автозавод - выпускает автомобили ИЖ РаЬu1а, ИЖ «Ода-Версия». Горьковский автозавод - выпускает автомобили «Газель», «Соболь», «Тигр», «Валдай», «Баргузин». Самая интересная новинка ГАЗа-рестайлинговая «Волга» 2004 - ГАЗ - 3111, ГАЗ - 3106 - гражданский внедорожник. «Волга» ГАЗ - 31105, и «Волга» - универсал 2005 модельного года.

Лиаз - 5292 производит Ликинский автозавод, и малый городской автобус ПАЗ - 3237.

 

Местонахождение автозаводов.

 

В городе Тольятти построен Волжский автозавод (ВАЗ) - выпускающий легковые автомобили семейства Самара - 2113, 2114, 2115, ВАЗ - 2110, 2111, 2112.

В городе Набережные - Челны (Республика Татарстан) завод грузовых автомобилей КамАЗ-53101, 5410, 5511, ВАЗ- 1111 (ОКА).В городе Ижевске - выпускают автомобиль ИЖ - 2126.

Горьковский автозавод выпускает автомобили ГАЗ, Волга, Газель, ГАЗ -31029,3110.

Ликинский автозавод выпускает автобусы - Лиаз.

В городе Миасс выпускают автомобили Урал - 4320.

 

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz