6. Техника  безопасности  и  пожарная  безопасность

Безопасность  труда.

 

Оборудование  и  инструмент  разрешается  выдавать  только  лицам  прошедшим  инструктаж.  Перед  использованием  электроинструмента  следует  убедиться  в  неисправности  изоляции  и  заземляющего  устройства.  Подсоединять  инструмент  к  сети  разрешается  лишь  при  помощи  штепсельных  соединений.  При  работе  с  переносным  электроинструментами  напряжением  выше  42  вольт  необходимо  использовать  диэлектрические  перчатки,  коврики,  калоши,  подставки.

Техническое  обслуживание  автомобиля  выполняют  на  поточных  линиях  или  постах,  оборудованных  смотровой  канавой,  подъёмником  или  эстакадой.

При  постановке  автомобиля  на  пост  технического  обслуживания  или  ремонта  необходимо  повесить  на  рулевое  колесо  табличку  с  надписью  “ Двигатель  не  пускать-  работают  люди  ! ”.  Если  не  предусмотрено  принудительного  перемещения  с  поста  на  пост  автомобиль  должен  быть  заторможен  стояночным  тормозом  и  включенной  1  передачей,  кроме  этого  должно  быть  выключено  зажигание,  а  под  колёса  положены  опоры  ( не  менее  двух ).  При  обслуживании  автомобиля,  установленного  на  подъёмнике  необходимо  на  механизме  управления  подъёмником  или  пульте,  укрепить  табличку  с  надписью  “ Не  трогать-  под  автомобилем    работают  ! ”.  Во  избежании  самоспускания  гидравлического  подъёмника после  подъёма  автомобиля  следует  надёжно  зафиксировать  положение  плунжера  упором  ( штанги ). 

Электрооборудование  диагностического  стенда  с  бичевыми  барабанами  ( пульт  управления,  аппаратные  шкафы,  блоки  барабанов )  должны  быть  заземлены.  Автомобиль,  установленный  на  барабаны  стенды  необходимо  закрепить  тросом  ( цепью )  и  упорами,  подкладываемые  под  оба  передних  или  задних  колёс.

По  окончании  работы  необходимо  выключить  рубильник  стенда,  закрыть  краны  топливных  баков,  перекрыть  вентиля  подачи  сжатого  воздуха.  Стенды  для  демонтажных-  монтажных  работ  при  ремонте  агрегатов  должны  соответствовать  своему  назначению  и  быть  удобными.

Для  проведения  регулировочных  работ  при  работающем  двигатели  к  зоне  технического  обслуживания  должен  выделяться  специальный  пост  оборудованный  местным  откосом  для  удаления  отработанных  газов.

 

Пожарная  безопасность  при  выполнении работ

при  обслуживании  и  ремонта  автомобиля.

 

Чтобы  не  создать  условий  для  возникновения  пожара.  На  автомобиле  нельзя  допускать  загрязнений  двигателя  топливом  и  маслом.  Оставлять  в  салоне  и  на  двигателе  загрязнённые  обтирочные  материалы,  допускает  течь  в  топливопроводах,  баках  и  приборах  системы  питания,  курить  вблизи  баков  и  других  приборов  системы  питания,  пользоваться  открытым  огнём  при  устранении  неисправности,  разогревать  двигатель  открытым  пламенем.

Курение  на  территории  производственных  автотранспортных  предприятиях  разрешается  только  в  специально  отведённых  местах.

В  гаражах,  стоянка  и  в  помещениях  для  технического  обслуживания  автомобилей  ЗАПРЕЩАЕТСЯ:  пользоваться  открытым  огнём,  паяльными  лампами  и  переносными  аппаратами,  держать  открытыми  горловины  топливных  баков,  мыть  или  протирать  бензином  кузов,  детали  или  агрегаты,  а  также  мыть  руки  и  чистить  одежду  бензином.

В  помещениях  для  стоянки  и  технического  обслуживания  автомобиля  должны  быть  установлены  углекислотные  огнетушители,  ящики  с  сухим  просеянным  песком,  с  противопожарным  инвентарём  ( лопата,  топор,  лом,  ключ  от  водопроводного  крана,  багры  и  вёдра ).

В  помещениях  на  видных  местах  около  телефона  должны  быть  вывешены  таблички  с  указанием  номера  телефона  ближайших  пожарных  команд  и  фамилии  лиц  ответственных  за  противопожарную  безопасность.  На  каждом  предприятии  должны  быть  созданы  добровольные  пожарные  дружины.  При  пожаре  на  автотранспортном  предприятии  необходимо  вызвать  пожарную  часть  или  сообщить  о  случившемся  администрации,  и  не  ожидая  помощи  приступить к тушению  пожара.

 

 

При  возникновении  пожара  на  автомобиле  водитель  должен  воспользоваться  углекислотным  огнетушителем,  забросать  пламя  песком        ( землей )  или  накрыть  брезентом  ( одеждой ).  В  местах  хранения  топлива  и  раздачи  топлива,  ЗАПРЕЩАЕТСЯ:  курить  и  пользоваться  открытым  огнём.  Заправлять  автомобиль  бензином  следует  только  при  неработающем  двигателе.  Автозаправочная  станция,  как  правило,  оборудуют  огнетушителями,  ящиками  с  сеяным  песком  и  противопожарным  инвентарём.

 

Научная  организация  труда.

 

Качество  и  производительность  труда  при  техническом  обслуживание  и  ремонте  автомобилей  зависит  не  только  от  квалификации  рабочего,  но  также  во  многом  зависит  от  условий  труда  и  организации  рабочего  места.  Для  этого  необходимо  стены  окрашивать  в  светло- зелёные  тона,  а  также  в  светлые  тона.  Освещение  должно  быть  естественное  и  искусственное.  Необходимо  организовать  места  отдыха,  санузлы  и  места  личной  гигиены.  В  цехе  должна  быть  приточно-вытяжная  вентиляция. 

 

 

 

 

 

 

Введение

Автомобиль - самое распространенное в современном мире механическое транспортное средство.

Началось промышленное производство автомобилей в Европе, а в 1892 году американский изобретатель Г.Форд построил автомобиль конвейерной сборки. В России автомобили начали собирать в 1890 году из импортных деталей на заводах «Фрезе и К». В 1908 году началась сборка автомобилей «Руссо-Балт» на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге сначала из импортных деталей, а затем из деталей отечественного производства.

Однако началом отечественного автомобилестроения считается 1924 год, когда на заводе АМО (ныне ЗИЛ-Московский завод имени Лихачева) были установлены первые отечественные грузовые 1,5-тонные автомобили АМО-Ф с двигателем мощностью 30 л.с. В 1927 году появился первый отечественный новый автомобиль НАМИ-1 с двигателем мощностью 18,5 л.с. С введением в строй в 1932 году Горьковского автозавода началось интенсивное развитие отечественного автомобилестроения. Большим прорывом в производстве «отечественных легковых автомобилей явился ввод в строй Волжского автозавода (ВАЗ,1970год) и Камского (КАМАЗ, 1976 год) по производству грузовых автомобилей.

 

Значение автотранспорта в экономики России.

На долю автомобильного транспорта в народном хозяйстве России приходится значительная часть перевозимых грузов. Такое массовое использование автомобилей объясняется тем, что они могут доставлять пассажиров и грузы от места отправления до места назначения без пересадки и перегрузки. Это и определило широкое применение автомобилей в Вооружённых силах, где их используют не только как транспортные средства, но и как боевые машины, несущие вооружение.

Автомобиль так же применяется в работе скорой помощи, для перевозки больных людей, в пожарной службе, для тушения пожаров, в милиции, в газовой службе, в строительстве и т.д. В нашей стране распоростронен автомобильный спорт: это трековые гонки и внедорожники 4x4. Автомобиль не только помощнил в работе, но и ещё как семейное средство передвижения, средство досуга. Автотранспорт имеет большое значение в экономике России, так как он перевозит большие грузы на длинные расстояния (экспорт), как по регионам России, так и зарубеж (дальнобойщики).

 

Ученые, механики, принимавшие участие в создании и производстве автомобилей.

 

Попытки  создать самодвижущуюся тележку  принимались с   19  века.   В России над проектом такой повозки работал изобретатель И.П.Кулибин.

В 1770 году французский изобретатель Н.Ж.Кюньо построил паровой трёхколёсный тягач, который явился предшественником не только автомобиля, но и паровоза. Однако паровые повозки были тяжелыми, неудобными для пользования на обычных дорогах и распространения не получили. Появление ДВС лёгкого компактного и сравнительно мощного, открыло широкие возможности для развития автомобилестроения. И в 1885 году немецкий изобретатель Г.Даймлер создал первый мотоцикл с бензинным двигателем, а уже в 1886 году немецкий изобретатель К.Бенц запатентовал трёхколёсный •автомобиль. В 1896 году А.Яковлев демонстрировал первый русский автомобиль.

 

Основные заводы России и выпускаемые в настоящий момент

модели.

 

Основной завод России — Волжский автозавод, построенный в 1970 году в городе Тольятти. Он выпускает автомобили семейства Лада-2115, 2114, 2113,2109-99, новый «Проект-2170» -автомобиль 10 семейства, 1,6-литровым мотором, так же одноместный, среднемоторный Lada-Revolution. Автомобили предназначенные для участия в кольцевых гонках, проектировали с 2001 года, привод задний, мотор - 1,6 л, 16 клапанный, мощностью 200 л.с.,6 ступ, КПП, 1 00 км/час - за 6,5с. Максимально - 260 км/час. ОКА-2-1121, Chevrolet Niva-сделано совместно с компанией «Дженерол Моторс».

Ульяновский автозавод- выпускает автомобили УАЗ-3765м(микроавтобус) УАЗ-2360-в2003году.

Ижевский автозавод - выпускает автомобили ИЖ РаЬu1а, ИЖ «Ода-Версия». Горьковский автозавод - выпускает автомобили «Газель», «Соболь», «Тигр», «Валдай», «Баргузин». Самая интересная новинка ГАЗа-рестайлинговая «Волга» 2004 - ГАЗ - 3111, ГАЗ - 3106 - гражданский внедорожник. «Волга» ГАЗ - 31105, и «Волга» - универсал 2005 модельного года.

Лиаз - 5292 производит Ликинский автозавод, и малый городской автобус ПАЗ - 3237.

 

Местонахождение автозаводов.

 

В городе Тольятти построен Волжский автозавод (ВАЗ) - выпускающий легковые автомобили семейства Самара - 2113, 2114, 2115, ВАЗ - 2110, 2111, 2112.

В городе Набережные - Челны (Республика Татарстан) завод грузовых автомобилей КамАЗ-53101, 5410, 5511, ВАЗ- 1111 (ОКА).В городе Ижевске - выпускают автомобиль ИЖ - 2126.

Горьковский автозавод выпускает автомобили ГАЗ, Волга, Газель, ГАЗ -31029,3110.

Ликинский автозавод выпускает автобусы - Лиаз.

В городе Миасс выпускают автомобили Урал - 4320.

 

 

 

1.   Техническая характеристика

автомобиля ГАЗель

 

показатели

ГАЗ 33021

Общие данные

Полная масса, кг

3 500

Масса снаряженного автомобиля, кг

1 850

База, мм

2 900

Габаритные размеры автомобиля, мм:

длина

ширина

высота

 

5 510

2 095

2 120

Максимальная скорость автомобиля на горизонтальном участке ровного шоссе, км/ч

115

Расход топлива по ГОСТ 20306-90 при движении с постоянной скорость, л/100 км:

60 км/ч

80 км/ч

 

 

 

11

15

Двигатель

Модель

ЗМЗ-40260

Тип

Четырехтактный, карбюраторный

Количество цилиндров и их расположение

4-рядное

Диаметр цилиндра и ход поршня, мм

92х92

Рабочий объем цилиндров, л

2,445

Степень сжатия

8,2

Номинальная мощность, кВт (л.с.)

63,4 (86)

Максимальный крутящий момент, Н.м (кгс.м):

при частоте вращения коленчатого вала, об/мин

172 (17,5)

2 400 – 2 600

Частота вращения коленчатого вала в режиме

холостого хода, об/мин:

     минимальная

     максимальная

 

 

600±50

2 700±50

Порядок работы цилиндров

1-2-4-3

 

 

 

 

 

 

2. Устройство.


 

Передняя ОСЬ: 1 - гайка крепления колеса; 2 - колпак колеса; 3 - манжета; 4 - дистанционное кольцо; 5 - внутренний подшипник; 6 - шайба; 7 - ступичная гайка; 8 - гайка крепления колпака; 9 - цапфа поворотного кулака; 10 - колпак ступицы; 11 - наружный подшипник; 12 - болт крепления тормозного диска; 13 - тормозной диск; 14 - ступица; 15 - основание тор­мозной скобы; 16 - шкворень; 17 - втулка шкворня; 18 - уплотнительное кольцо; 19 - амортизатор; 20 - поворотный рычаг; 21 - продольная рулевая тяга; 22 - накладка рессоры; 23 - листы рессоры; 24 - стремянка; 25 - балка моста; 26 - попереч­ная рулевая тяга; 27 - стопор шкворня; 28 - нижняя крышка шкворня; 29 - пресс-масленка; 30 - опорный подшипник; 31 - колесо; 32 - колесный болт.

Передняя подвеска состоит из штампованной балки двутаврово­го сечения, соединенной с пово­ротными кулаками с помощью шкворней. Шкворни имеют в цен­тре лыску и застопорены в отвер­стиях балки клиновыми стопора­ми. Вертикальные нагрузки от по­воротных кулаков на балку переда­ются шариковыми упорными под­шипниками, закрытыми от попа­дания грязи резинометаллическими колпаками. В верхних бобыш­ках поворотных кулаков выполне­ны кольцевые проточки, в которые установлены уплотнительные резиновые кольца, защищающие по­верхности трения втулок и шквор­ней от попадания грязи. Шкворне­вые отверстия в бобышках пово­ротных кулаков закрыты крышка­ми с прокладками. Для смазки вту­лок шкворней в центре крышек ус­тановлены пресс-масленки. Опор­ные подшипники шкворней сма­зываются одновременно со смаз­кой нижних втулок. Для прохода смазки во втулках поворотных ку­лаков выполнены спиральные ка­навки. Поворотные кулаки состо­ят из двух частей — фланца и за­прессованной в него цапфы. На цапфах на двух конических роли­ковых подшипниках установлены ступицы передних колес. Затяжка подшипников регулируется гай­кой. Трапеция рулевого управле­ния расположена за балкой перед­ней оси. Рычаги трапеции при­креплены к поворотным кулакам болтами. Их резьба при сборке по­крывается герметиком, препятст­вующим их отворачиванию при эксплуатации.

Ограничение углов поворота уп­равляемых колес обеспечивается болтами, ввернутыми во фланцы по­воротных кулаков.


 

Передняя подвеска: 1 - проушина рессоры; 2 - резиновая втулка; 3 - втулка; 4 - болт; 5 - кронштейн; 6 - шайбы; 7 - серьга; 8 - кронштейн; 9 - резиновая втулка; 10 - шайба упругая; 11 - гайка; 12 - втулка; 13 - резиновые втулки; 14 - палец; 15 - гайка; 16 - хомут; 17 - коренной лист рессоры; 18 - нижний лист; 19 - резиновый буфер; 20 - амортизатор; 21 - балка переднего моста; 22 - стремянка; 23 - накладка; 24 - лонжерон.   ( Существует вариант без шайб).

 

Продольная рулевая тяга цельно­кованая, поперечная, трубчатая, с резьбовыми наконечниками. На­конечники имеют разное направление резьбы, что позволяет регулиро­вать схождение колес, не снимая тя­ги с автомобиля.

Подвеска выполнена на про­дольных листовых рессорах с двумя гидравлическими амортизаторами. В подвеске могут применяться малолистовые или многолистовые рессоры. Малолистовая рессора со­стоит из двух листов, стянутых хо­мутом и центровым болтом. Мно­голистовая рессора имеет четыре листа. Рессора крепится к крон­штейнам рамы через ушки, образо­ванные загнутыми концами листов, при этом переднее ушко образуют два листа, а заднее только верхний (коренной) лист. Заднее ушко кре­пится к лонжерону через серьгу, компенсирующую изменение рас­стояния между концами рессоры при работе подвески. Все подвиж­ные соединения: переднее и заднее крепления рессоры, крепление серьги, верхнее и нижнее крепле­ния амортизаторов выполнены на резиновых втулках. Рессора кре­пится к балке моста стремянками через накладку. Автомобили типа 4x4 имеют рессоры, состоящие из пяти листов. Для ограничения хода подвески вверх над рессорой уста­новлен резиновый буфер.

Амортизаторы телескопиче­ские, двухтрубные, разборные. Нижним концом (резервуаром) они крепятся к балке моста, а верхним (штоком) к кронштейну лонжерона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смазка шкворневого соединения

 Шкворневое     соединение смазываем через 10 тыс. км пробега.

 Работать удобнее на смот­ровой канаве.

Тщательно протираем ветошью верхнюю и нижнюю пресс-маслен­ки шкворня.

... и нижнюю масленки до ее по­явления из зазоров соединения.

Если смазка не выходит хотя бы из одного зазора, следует «прокачать» соединение смесью моторного мас­ла с керосином в пропорции 1:1 и затем смазать как описано выше. Масляным шприцем нагнетаем смазку Литол-24 или ФИОЛ в верхнюю...

Регулировка подшипников переднего колеса

 Регулировку подшипни­ков проводим каждые 20 тыс. км пробега, а также при появлении в них повышен­ного люфта, смене смазки и замене подшипников.

Включаем стояночный тормоз. Вывешиваем переднее колесо, снимаем колпак колеса. Раздвижными пассатижами или специальным трубчатым ключом «на 50» отворачиваем колпак ступицы и расшплинтовываем регули­ровочную гайку (см. ниже «Замена подшипников и манжеты ступицы переднего колеса»).

Головкой «на 36» с динамомет­рическим ключом затягиваем регулировочную гайку момен­том 5-8 кгс-м. При этом постоян­но вращаем колесо для самоус­тановки роликов в подшипниках.

Отворачиваем гайку на угол 45° (не более чем на одну прорезь гай­ки) и зашплинтовываем ее.

Колесо должно вращаться свобод­но, без осевого люфта.

Сборку проводим в обратной пос­ледовательности.

Аналогично регулируем подшипни­ки другого колеса.

Окончательно проверяем правиль­ность регулировки, проехав на ав­томобиле 8-10 км без интенсивных торможений. В случае сильного на­грева ступицы (свыше 70 °С, рука «не терпит») следует повторить ре­гулировку или устранить другие возможные причины нагрева (по­вреждение подшипников или недо­статок смазки).

Замена подшипников и манжеты ступицы переднего колеса.

Снимаем   переднее   колесо.

Головкой «на 14» отворачиваем шесть болтов крепления тормоз­ного диска к ступице. При этом от проворачивания ступицу можно застопорить либо нажав на тормозную педаль,...

...либо вставив пруток между ко­лесными шпильками.

Раздвижными пассатижами или специальным трубчатым клю­чом «на 50» отворачиваем кол­пак ступицы.

Пассатижами расшплинтовыва­ем регулировочную гайку и сни­маем шплинт.

Специальным ключом из штат­ного набора отворачиваем гайку.

Под гайкой установлена шайба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

1.         Краткая техническая характеристика

2.         Устройство тормозной системы

3.         Техническое обслуживание тормозной системы

4.         Ремонт

5.         Техника безопасности и пажаробезопасности

6.         Список литературы  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     6. Используемая литература:  

 

1. Шестопалов С. К. Устройство и техническое обслуживание легковых автомобилей. М., АСАДЕМА, 2002

2. Родичев В. А.

Грузовые автомобили Учебник для начального профессионального образования: М., «Прфиздат» 2001 г.

3. Родичев В. А.

Легковые автомобили Учебное пособие, 2-е изд. М., ИРПО, изд. центр «Академия» 1999 г.

4. Роговцев В. Л. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств. Ерохов В. И. Экономичная эксплуатация автомобилей 1998г

5. Руководство по ремонту и техническому обслуживанию 2000 г.

КАМАЗ, ЗИЛ, ВАЗ, ГАЗ

6. Румянцев С. И.

Ремонт автомобиля М., «Транспорт», 1998 г.

7. Чумаченко Ю. Т., Герасименко А. И. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

2000 г.

8. Чумаченко Ю. Т., Чумаченко Г. В., Ефимова А. В. Эксплуатация автомобилей и охрана труда на автотранспорте

Учебник: Ростов-на-Дону, «Феникс» 2001 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    

Hosted by uCoz