Содержание

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1.     Краткая техническая характеристика ВАЗ-2110 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

2.     Назначение, устройство и принцип действия коробки передач

     автомобиля ВАЗ-2110 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

3.     Техническое обслуживание и ремонт коробки передач . . . . . . . . . . . . . . . . 13

3.1.          Возможные неисправности, их причины и методы устранения . . . . . . . 13

3.2.          Снятие и установка коробки передач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

3.3.          Разборка коробки передач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18

3.4.          Проверка технического состояния деталей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23

3.5.          Сборка коробки передач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

4.     Техника безопасности и пожаробезопасность при проведении

      технического обслуживания и ремонта коробки передач . . . . . . . . . . . . . . .32

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Изм. 

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Разраб

 

 

 

Техническое обслуживание и ремонт КПП ВАЗ-2110

Лит.

Лист

Листов

Проверил

 

 

 

 

у

 

2

35

 

 

 

 

 

Т.контр

 

 

 

Утв

 

 

 

Введение.

РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ.

Автомобильный транспорт занимает одно из ведущих мест в единой транспортной системе России. Развитие автомобилестроения в том недалеком СССР относится к 1931-1932 годам, когда вступили в действие реконструированный завод АМО и вновь построенный ГАЗ. На них было организовано массовое производство грузовых автомобилей ГАЗ-АА и ЗИЛ-5.

В 1940 году начал производство малолитражных автомобилей московский завод имени КИН ныне АЗЛК. За годы послевоенных пятилеток вступили в строй Кутаисский (КАЗ), Кременчугский (КрАЗ), Ульяновский (УАЗ), Минский (МАЗ) автомобильные заводы, Павловский (ПАЗ), Ликинский (ЛиАЗ), и Львовский (ЛАЗ) автобусные заводы, а также другие автомобильные заводы, производящие автомобили - самосвалы и прицепно - подвижной состав.

С каждым годом растет производство автомобилей, но одновременно с ростом числа автомобилей, увеличивается загрязнение окружающей среды выхлопами, отработавшими газами (ОГ) и существенно вырастает шум, производимый ими. Токсичность отработавших газов, выбрасываемых в атмосферу при работе карбюраторных двигателей, обуславливается главным образом, содержание оксида углерода (СО), окиси азота (NО), и соединениями свинца (РЬ), а дизелей - содержанием окислов азота и сажи (С).

Большое значение для уменьшения загрязнения окружающего воздуха отработавшими газами приобретает ежедневно техническое обслуживание подвижного состава автомобильного транспорта, находящегося в эксплуатации, одной из основных задач которого является контроль содержания токсичных веществ в выхлопных газах и доведение его до норм, установленных в России.

На автомобильных заводах для снижения токсичности отработавших газов разрабатываются новые модели двигателей и мероприятия по совершенствованию рабочего процесса в двигателе, выбору оптимальных режимов его работы и оптимизации параметров систем питания и зажигания.

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

3

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

Значительное уменьшение токсичности может быть достигнуто также нейтрализацией токсичных веществ при помощи специальных дожигателей отработавших газов, устанавливаемых на автомобилях. Частичным решением данной проблемы является и оснащение автотранспортных средств дизельными двигателями, т.е. дизеляция автомобилей, которая позволяет значительно сократить расход топлива и снизить токсичность отработавших газов.

Последнее объясняется тем, что в топливе для дизелей не содержится свинцовых присадок, а выброс вредных компонентов, таких, как углеводород и окись углерода, несколько раз ниже. Кроме того, дизель на 25-30% экономичнее карбюраторного двигателя. Для производство дизельного топлива требуется примерно в 2,5 раза меньше затрат, чем для производства бензина и срок службы современного дизеля примерно в 1,5 раза выше карбюраторного двигателя. Расширение дизеляции происходит благодаря росту выпуска дизелей на Камском автомобильном заводе (КамАЗ), Ярославском моторном заводе (ЯМЗ) и Кутаинском автозаводе (КАЗ). Кроме того, созданы новые дизели для авто ЗИЛ и ГАЗ и подготовлены производственные мощности для массовой дизеляции современных легковых автомобилей. Одновременно с этим намечается расширение производства автомобилей, работающих на сжатом и сжиженном газах.

Перевод автомобиля с жидкого на газообразное топливо экономически оправдано, т.к. стоимость газового топлива примерно в 2-2,5 раза меньше стоимости бензина. По сравнению с карбюраторными двигателями продуты сгорания двигателей, работающих на газе, содержат значительно меньше токсичных веществ.

Сильный шум при движении автотранспортных средств возникает в результате выброса в атмосферу отработавших газов и взаимодействия шин с дорогой. Поэтому основными направлениями работ по снижению уровня шума, создаваемого автотранспортными средствами является усовершенствование конструкции глушителей и шин.

В общем балансе шума, создаваемом автомобилями, значительная роль

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

4

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

принадлежит несущей системе (кузову или раме), а также элементам подвески.

Шум от несущей системы возникает в результате ее вибрации при движении автомобиля и работе двигателя. Для снижения шума внутренние поверхности и основание кузова легкового автомобиля покрывают вибропоглащающими пастами. Вибрацию несущей системы, возникающей от толчков при движении по неравномерностям дорог снижают рессорами или подвесками специальной конструкции, в частности пневматическими. Автомобильные заводы постоянно работают над совершенствованием конструкций грузовых автомобилей и автопоездов, т.е. повышением их эксплуатационных качеств, производительности, и приспособленности к использованию прицепов и полуприцепов, уменьшению расхода топлива и смазочных материалов. К основным направлениям развития конструкций легковых автомобилей следует отнести переход на выпуск переднеприводных автомобилей с уменьшенной массой, снабженные двигателями с рабочим объемом до 1,8 литров. Уменьшение массы переднеприводных автомобилей позволяет снизить расход топлива на 10-15%.

Совершенствуется и структура автомобильного парка:

        увеличивается выпуск специализированных автомобилей, прицепов и полуприцепов, автомобилей до двух тонн и более восьми тонн;

        уменьшается выпуск автомобилей грузоподъемностью от двух до пяти тонн;

Однако все эти усовершенствования смогут быть в полной мере реализованы только при условии грамотной эксплуатации автотранспортных средств, которая в основном зависит от водителя, от его знания конструкции автомобили, умения своевременно обнаружить и устранить неисправности и от его мастерства вождения.

Основными направлениями экономического и социального развития на период до 2000 года предусматривается уменьшение на 15-25% удельную металлоемкость, увеличить ресурсы работы и снизить трудоемкость технического обслуживания автомобилей. Эти задачи связаны в первую очередь с

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

5

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

повышением качества и эффективности работ по техническому обслуживанию с применением более совершенных средств и методов обслуживания и ремонта автомобилей.

На автотранспортных предприятиях по техническому обслуживанию автомобилей все шире внедряется средства диагностирования и новые формы организации труда: бригадный подряд, оценка трудовой деятельности по конечному результату и др. Все это требует ускоренного развития МТБ предприятий, дальнейшего совершенствования процессов технического обслуживая и ремонта автомобилей, внедрения более широкой механизации выполняемых работ и улучшения организации производства. Механизация работ облегчает и ускоряет многие технологические процессы, поэтому от рабочих, обслуживающих автомобили, сейчас требуется не только знание их устройства, но и практические навыки пользования современным оборудованием, умение применять необходимые приспособления, инструменты, КИАП при диагностировании автомобилей.

Применение современного оборудования при техническом обслуживании и ремонте не исключает выполнения общеслесарных операций, которыми должен владеть каждый рабочий-ремонтник. Слесарь по ремонту автомобиля должен иметь четкие представления об основных методах и способах восстановления деталей, технологии ремонтных работ, включая вопросы сборки и испытания автомобилей после капитального ремонта.

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

6

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

1.         Краткая техническая характеристика ВАЗ-2110

 

показатели

ВАЗ 2110 и его модификация

тип кузова

седан

количество мест

5 (-)

максимальная скорость, км/ч

162 (ВАЗ 2110-011)

170(ВАЗ 21102)

185(ВАЗ 21103)

сцепление

Однодисковое, сухое, с диафрагменной нажимной пружиной

привод включения сцепления

Тросовый, беззазорный

коробка передач

Механическая, пятиступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода

главная передача

Цилиндрическая, конструктивно выполнена в одном блоке с коробкой передач. Дифференциал – конический двухсателитный

привод ведущий колес

Валами с шарнирами ровных углов скоростей

шарнирного типа

передняя подвеска

Независимая, с телескопическими амортизаторами стойками, винтовыми цилиндрическими пружинами, нижними поперечными рычагами с растяжками и стабили затором поперечной устойчивости

задняя подвеска

С винтовыми цилиндрическими пружинами, телескопическими гидравлическими амортизаторами и продольными рычагами, соединенные поперечной балкой

колеса

Дисковые, штампованные или литые 5 -13Н2, 514Н2

шины

Радиальные, низкопрофильные, бескамерные

 

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

7

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

 

показатели

ВАЗ 2110 и его модификация

размеры шин

175/70 R13, 175/65 R14

тип

Реечное с противоугонным устройством, травмобезопасное с регулируемым наклоном рулевой колонки

рулевой привод

Две тяги с резинометаллическими шарнирами со стороны поворотных рычагов

Рабочая тормозная система: передние тормозные механизмы

Дисковые с однопоршневой плавающей скобой и автоматической регулировкой зазора между диском и колодками

задние тормозные механизмы

Барабанные с самоустанавливающимися колодками и автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном

система электрооборудования

Однопроводная, отрицательный вывод источника питания соединен с массой (кузовом и беспроводными агрегатами) автомобиля

номинальное напряжение

12 В

Рис. 1. Габаритные размеры автомобиля ВАЗ-2110

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

8

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

2.        Назначение, устройство и принцип действия коробки передач автомобиля ВАЗ-2110.

Трансмиссия компактна и конструктивно выпол­нена в одном агрегате, состоящем из сцепления, коробки передач (объединенной с главной переда­чей и дифференциалом) и приводов передних колес.

 

Особенности устройства коробки передач.

На автомобиле установлена пятиступенчатая ко­робка передач, объединенная с дифференциалом и главной передачей.

Первичный вал 29 (рис. 2) выполнен в виде блока ведущих шестерен, которые находятся в по­стоянном зацеплении с ведомыми шестернями всех передач переднего хода. Вторичный вал 25 - полый, со съемной ведущей шестерней 3 главной передачи. На вторичном валу расположены ведомые шестерни 16, 18, 19, 21, 23 и синхронизаторы 17, 20, 24 передач переднего хода. Передние подшипники 4, 31 валов - роликовые, задние 22, 28 — шариковые. Под передним подшипником вторичного вала расположен маслосборник 5, направляющий поток масла внутрь вторичного вала и далее под ведомые шестерни.

Дифференциал двухсателлитный. Предваритель­ный натяг в подшипниках дифференциала регулиру­ется подбором толщины кольца 13. К фланцу короб­ки дифференциала крепится ведомая шестерня 12 главной передачи.

Привод управления коробкой передач состоит из рычага 15 (рис. 3) переключения передач, шаро­вой опоры 17, тяги 14, штока выбора передач 5 и механизмов выбора и переключения передач.

Чтобы исключить самопроизвольное выключение передач вследствие осевого перемещения силового агрегата на своих опорах при движении автомобиля, в привод управления коробкой передач введена реактивная тяга 18, один конец которой связан с силовым агрегатом, а к другому концу прикреплена обойма 16 шаровой опоры рычага 15 переключения передач.

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

9

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

Рис. 2. Коробка передач:

1-подшипник выключения сцепления; 2-направляющая втулка муфты подшипника выключения сцепления; 3-шестерня ведущая главной передачи; 4-роликовый подшипник вторичного вала; 5-маслосборник; 6-ось сателлитов; 7-ведущая шестерня привода спидометра; 8-шестерня полуоси; 9-коробка дифференциала; 10-сателлит; 11-картер сцепления; 12-ведомая шестерня главной передачи; 13-регулировочное кольцо; 14-роликовый конический подшипник дифферен­циала; 15-сальник полуоси; 16-ведомая шестерня I передачи вторичного вала; 17-синхронизатор I и II передач; 18-ведомая шестерня II передачи вторичного вала; 19-ведомая шестерня III передачи вторичного вала; 20-син­хронизатор III и IV передач; 21-ведомая шестерня IV передачи вторичного вала; 22-шариковый подшипник вторичного вала; 23-ведомая шестерня V передачи вторич­ного вала; 24-синхронизатор V передачи; 25-вторичный вал; 26-задняя крышка картера коробки передач; 27-ведущая шестерня V передачи; 28-шариковый подшипник первичного вала; 29-первичный вал; 30-картер коробки передач; 31-роликовый подшипник первичного вала; 32-сальник первичного вала; 33-сапун

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

10

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

Рис. 3. Привод переключения передач:

1-рычаг штока выбора передачи; 2- рычаг выбора передачи; 3-картер коробки передач; 4-картер сцепления; 5-шток выбора передач; 6-втулка штока; 7-сальник штока; 8-защитный чехол; 9-корпус шарнира; 10-втулка шарнира; 11-наконечник шарнира; 12-хомут; 13-защитный чехол тяги; 14-тяга привода управления коробки передач; 15- рычаг переключения передач; 16-обойма шаровой опоры; 17-шаровая опора рычага переключения передач; 18-реактивная тяга

На внутреннем конце штока 5 закреплен рычаг 1, который действует на трехплечий рычаг 2 механизма выбора передач. Этот механизм выполнен отдельным узлом и крепится к плоскости картера сцепления.

В корпусе 10 (рис. 4) механизма выбора передач крепятся две оси. На оси 3 установлены трехплечий рычаг выбора передач, две блокировочные скобы 7 и 12. Другая ось 2 проходит через отверстия блокировочных скоб,  фиксируя  их от проворачивания. Плечо рычага 1 выбора передач служит для включе­ния передач переднего хода, плечо рычага 9 - для включения заднего хода, а на третье плечо действует рычаг штока выбора передач. На оси 6 установлена вилка 8 включения заднего хода.

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

11

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

 

В коробку передач заливается масло, уровень которого должен находиться между контрольными метками указателя уровня масла.

 

 

Рис. 4. Механизм выбора передач:

1-рычаг выбора передач (переднего хода); 2-направляющая ось блокировочных скоб; 3-ось рычага выбора передач; 4,11-пружина; 5-стопорное кольцо; 6-ось вилки заднего хода; 7,12-блокировочные скобы; 8-вилка включения заднего хода; 9-рычаг выбора передач (заднего хода); 10 - корпус механизма выбора передач

 

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

12

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

3.             Техническое обслуживание и ремонт коробки передач.

3.1.Возможные неисправности, их причины и методы устранения.

Причина неисправности

Метод устранения

Шум в коробке передач

1. износ зубьев шестерен

1. замените изношенные детали

2. износ подшипников

2. замените изношенные подшипники

3. недостаточный уровень масла

3. долейте масло. При необходи-мости замените поврежденные или изношенные сальники

Затрудненное переключение передач

1. неполное выключение сцепления

1. ремонт сцепления

2. деформация тяги привода управления механизмом переключения передач или реактивной тяги

2. выправьте тяги или замените

3. ослабление винтов крепления шарнира или рычага штока выбора передач

3. затяните винты

4. неправильная регулировка привода переключения передач

4. отрегулируйте привод переключения передач

5. износ или поломка пластмассовых деталей в приводе переключения передач

5. замените поврежденные детали

Самопроизвольное выключение передач

1. повреждение или износ торцов зубьев синхронизаторов на шестерне и муфте

1. замените изношенные и поврежденные детали

2. повышенные колебания силового агрегата на опорах из-за трещин или расслоение резины на задних опорах

2. замените поврежденные детали

3. недовключение передач из-за непра-вильной регулировки привода переключения передач или неправильной установки (натягивания) защитного чехла тяги

3. отрегулируйте привод или поправьте чехол тяги

Шум («треск») в момент включения передач

1. неполное выключение сцепления

1. отремонтировать сцепление

2. износ блокирующего кольца синхронизатора включаемой передачи

2. замените блокирующее кольцо

 

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

13

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

 

Причина неисправности

Метод устранения

Утечка масла

1. износ сальников первичного вала, корпусов шарниров равных угловых скоростей, штока выбора передач или уплотнителя валика привода спидометра

1. замените

2. ослабло крепление картера или крышки коробки или поврежден герметик под крышкой коробки или между картером коробки и картером сцепления, ослабло крепление сливной пробки

2. замените герметик, подтяните болты и гайки, подтяните сливную пробку

 

 

3.2. Снятие и установка коробки передач.

Снятие. Установите автомобиль на подъемник или смотровую канаву. Поднимите капот двигателя и зафиксируйте его в этом положении.

Работы по снятию, проводимые изнутри отсека двигателя:

отсоедините провода от аккумуляторной батареи, от тягового реле стартера и от датчика скорости;

отсоедините провод «массы» от картера сцепле­ния;

отсоедините нижнюю часть троса привода сцеп­ления;

отверните два верхних болта крепления картера
сцепления  к  блоку двигателя  и  верхнюю  гайку
Крепления стартера, закрепите на левой шпильке крепления выпускного коллектора двигателя скобу (если ее нет) для подъема силового агрегата;

— установите на водосточные желобки поперечи­ну 67.7820.9514 (рис. 5) для поддержания двига­теля и зацепите ее крючком за скобу, установленную на шпильке выпускного коллектора. При отсутствии поперечины вывесите силовой агрегат талью.

Работы по снятию, проводимые снизу автомобиля:

—     снимите брызговик двигателя и нижнюю крыш­ку картера сцепления;

отверните сливную пробку, слейте масло из коробки передач;

отсоедините  провода  от  выключателя  света заднего хода;

ослабьте хомут и отсоедините тягу от шарнира штока выбора

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

14

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

 

Рис. 5. Установка поперечины 67.7820.9514 для поддерживания силового агрегата

передач;

отсоедините реактивную тягу от коробки передач;

отсоедините шаровые шарниры рычагов под­вески от поворотных кулаков;

—     используя  съемник  67.7801.9524  или  резко ударив по корпусу внутреннего шарнира молотком через выколотку, выбейте один шарнир из полуосе­вой шестерни, затем зафиксируйте полуосевую шестерню технологической оправкой или заглушкой, применяемой при транспортировке дифференциала (иначе  незафиксированная  полуосевая  шестерня может выпасть в картер коробки передач); после чего
выбейте второй шарнир;

—     отведите в стороны валы приводов колес;

Примечание. В случае затруднений в разъединении привода колеса с полуосевой шестерней на автомобиле, снимите коробку передач в сборе с приводом колеса и на верстаке, используя тот же съемник, выпрессуйте шарнир из полуосевой шестерни.

—     выверните болт подушки задней опоры подвес­ки силового агрегата;

—     отверните  гайку  крепления  подушки  левой опоры подвески

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

15

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

силового агрегата;

отверните нижнюю гайку крепления стартера и снимите его;

установите под коробку передач специальную
подставку с гидравлическим подъемником;

слегка опустите двигатель, удлинив поддерживающую тягу поперечины или опустив таль, отверните нижний болт и гайку шпильки крепления коробки передач к блоку двигателя и сместите от двигателя коробку передач в сборе с картером сцепления, чтобы разъединить вал коробки передач и ведомый диск сцепления;

снимите коробку передач;

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: При снятии или установке коробки передач не опирайте первичный вал коробки на лепестки нажимной пружины, чтобы не повредить их

Установку коробки передач проводите в порядке, обратном снятию, затягивая болты и гайки соответствующими моментами с учетом следующего:

перед соединением валов приводов колес с полуосевыми шестернями, убедитесь в том, что стопорные кольца на внутренних шарнирах заменены новыми. Это очень важно, так как при установке старых колец возможно самопроизвольное разъеди­нение приводов колес и полуосевых шестерен при движении автомобиля;

перед установкой коробки передач промойте уайт-спиритом шлицевой конец первичного вала и нанесите тонкий слой смазки ШРУС-4 на наружную поверхность направляющей втулки муфты подшипника выключения сцепления. При необходимости отцентрируйте ведомый диск сцепления оправкой А.70081.

После установки коробки передач отрегулируйте полный ход педали сцепления и привод управления механизмом переклю­чения передач в следующем порядке:

 - действуя снизу автомобиля, при ослабленном стяжном болте хомута 12 (см. рис. 3) установите шток 5 в нейтральное положение; проверьте легкость
продольного перемещения и проворота тяги 14 относительно наконечника

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

16

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

шарнира 11, при необхо­димости расширьте паз на конце тяги 14;

действуя в салоне автомобиля, при поднятом
декоративном чехле рычага переключения передач, установите в окно накладки 14 (рис. 6) кронштей­на блокировки заднего хода шаблон 67.7834.9527.
Введите в паз шаблона 13 упор 2 оси рычага 5 и прижмите его к шаблону в поперечном направлении, не вызывая упругой деформации кронштейна 1. Зафиксируйте рычаг 5 в этом положении;

Рис. 6. Регулировка положения рычага переключения передач:

1 - кронштейн блокировки заднего хода; 2 - упор оси; 3 - ось рычага переключения передач; 4 - втулки оси; 5 -рычаг переключения передач; 6 - втулка дистанционная; 7 - шайба сферическая шаровой опоры; 8 - палец сферический рычага переключения передач; 9 - пол кузова; 10 - опора шаровая; 11 - буфер; 12 - пружина; 13 - шаблон 67.7834.9527; 14 - накладка кронштейна

 

— действуя снизу автомобиля, выберите осевой люфт в направлении назад, воздействуя на фланец наконечника 11 (см. рис. 3), и угловой люфт в направлении против хода часовой стрелки, затяните гайку хомута 12, предварительно установив его на расстоянии 1—3 мм от конца тяги 14. Выбор люфтов производите легким движением, чтобы не вызывать перемещений рычагов механизма выбора внутри коробки передач. Затем залейте в коробку передач масло.

При соединении привода управления с коробкой передач следите, чтобы

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

17

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

не произошло перекрутки или заломов гофр защитного чехла  13,  а так  соскакивания чехла 8 с фланца наконечника шарнира 9.

 

3.3. Разборка коробки передач

Промойте коробку передач, не допуская попадания воды в картер, и установите ее на стенд (рис. 7) для разборки. Снимите кронштейн подвеса силового агрегата и кронштейн крепления троса выключения сцепления.

Рис. 7. Коробка передач, установленная на стенде для разборно-сборных работ

 

Отвернув гайки, снимите заднюю крышку (рис. 8) картера коробки передач.

Рис. 8. Снятие задней крышки картера коробки передач

 

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

18

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

Застопорите первичный вал приспособление 41.7816.4070 и отверните гайки с первичного 29 (см. рис. 2) и вторичного 25 валов.

Отверните болт крепления вилки V передачи на штоке и снимите со шлиц вторичного вала синхронизатор V передачи в сборе с шестерней 23 и вилкой V передачи. Затем спрессуйте шестерню 27 с первичного вала.

Ударной дрель-отверткой отверните винты крепления упорной пластины и снимите установочные кольца с подшипников 22 и 28 первичного и вторичного валов.

Отверните пробки фиксаторов и выньте из гнезд пружины и шарики фиксаторов.

Отверните болт и гайки крепления картера коробк;и передач к картеру сцепления и снимите картер рис. 9) со шпилек.

Рис. 9. Снятие картера коробки передач

 

Отвернув болты крепления вилок на штоках переключения передач, снимите штоки и вилки. Выньте ось и снимите промежуточную шестерню заднего хода.

Выньте одновременно первичный и вторичный валы из роликовых подшипников картера сцепления (рис. 10), а затем снимите дифференциал (рис. 11). Выпрессуйте наружные кольца подшипников валов и дифференциала из картера сцепления, используя съемники 67.7801.9539 и 67.7801.9530.

Отверните болты крепления механизма выбора передач (рис. 12) и снимите его.

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

19

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

 

 

Рис. 10. Снятие первичного и вторичного валов

 

 

Рис.11. Снятие дифференциала

 

Рис. 12. Снятие механизма выбора передач

 

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

20

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

Отверните винт крепления рычага штока выбора передач, снимите его со штока, а шток выньте из картера сцепления (рис. 13).

Примечание. Без необходимости не снимайте со штока выбора передач шарнир, так как конический винт крепления установлен на специальном клее ТБ-1324.

 

Рис. 13. Снятие штока выбора передач

 

При необходимости разборки вторичного вала, зажмите его в тиски с накладками из мягкого мате­риала и универсальным съемником спрессуйте ша­риковый подшипник 9 (рис. 14) с втулкой ведомой шестерни V передачи, прикладывая усилие на внут­реннее кольцо подшипника. Аналогично спрессо­вывается подшипник с первичного вала. Затем сни­мите с вторичного вала ведомую шестерню IV передачи, стопорное кольцо, синхронизатор III и IV передачи и шестерню III передачи. Ступицу муфты синхронизатора спрессовывайте на прессе или съёмником А.40005/1/6. Затем переверните вал в тисках, снимите стопорное колесо роликового подшипника одновременно с ведущей шестёрнёй главной передачи. Снимите ведомые шестерни I и II передач и детали синхронизатора аналогично снятию шестерней и синхронизатора III и IV передач.

Разберите дифференциал в следующем порядке:

- при необходимости замены ведомой шестерни, отверните болты ее крепления и спрессуйте шестер­ню 6 (рис. 15) с коробки 4 дифференциала;

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

21

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

 

Рис. 14. Детали вторичного вала:

1-гайка; 2-упорная пластина; 3-скользящая муфта синхронизатора V передачи; 4-ступица скользящей муфты; 5-блокирующее кольцо синхронизатора; 6-шестерня V передачи; 7-втулка шестерни; 8-упорная шайба; 9-шариковый подшипник; 10-упорная шайба; 11-шестерня IV передачи; 12-стопорное кольцо ступицы синхронизатора; 13-скользящая муфта синхронизатора III и IV передач; 14-ступица скользящей муфты; 15-шестерня IП передачи; 16-шестерня II передачи; 17-скользящая муфта синхронизатора I и II передач с зубчатым венцом заднего хода; 18-ступица скользящей муфты синхронизатора I и II передач; 19-пружина синхронизатора; 20-сухарь; 21-фиксатор; 22-шестерня I передачи; 23-шестерня ведущая главной передачи; 24-стопорное кольцо; 25-роликовый цилиндрический подшипник

 

Рис. 15. Дифференциал в сборе:

1- ось сателлитов; 2 – полуосевые шестерни; 3 – ведущая шестерня привода спидометра; 4 – коробка дифференциала; 5 – сателлит; 6 – ведомая шестерня главной передачи

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

22

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

- снимите стопорное кольцо (рис. 16) с оси сателлитов и выпрессуйте  ось;

Рис. 16. Снятие стопорного кольца с оси сателлитов

 

- выньте из коробки дифференциала полуосевые шестерни 2 (см. рис. 15) и сателлиты 5;

- если необходимо, то спрессуйте подшипники с коробки дифференциала, используя упор 67.7853.9582 и универсальный съемник.

При необходимости разберите механизм выбора передач, для чего отверните винт крепления оси 3 (см. рис. 4) рычага выбора передач и снимите стопорные кольца с оси 6 вилки заднего хода и с оси 2 блокировочных скоб, снимите вилку 8 заднего хода, рычаг 1 выбора передач в сборе с блокировоч­ными скобами 7 и 12, ось 3 рычага и пружины 4, 11.

При необходимости снимите привод спидометра для чего отверните датчик скорости и гайку крепле­ния привода и, поддерживая валик ведомой шестер­ни, выньте привод спидометра.

 

3.4. Проверка технического состояния деталей

Очистка. Перед осмотром очистите детали короб­ки передач. Щеткой или скребком удалите все отложения и очистите отверстия и шлицы от возможного загрязнения, затем промойте и обдуйте струей сжатого воздуха. Особенно хорошо

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

23

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

продуйте подшипники, направляя струю сжатого воздуха так чтобы не возникло быстрого вращения колец. По­верхности разъема картера коробки передач, сцепле­ния и задней крышки очистите от остатков герметика. Очистите магнит от частиц износа деталей и проверьте магнитные свойства. Если магнитные свойства магнита слабы и поверхность магнита имеет трещины — замените его.

Картер сцепления, картер коробки передач, крыш­ка. На картерах коробки передач и сцепления не должно быть трещин, сколов, а на поверхности расточек для подшипников — износа или повреждений. На поверхностях разъема картеров сцепления и коробки передач не должно быть вмятин, рисок и других повреждений, которые могут привести к потере герметичности узла.

Проверьте состояние задней крышки и убедитесь, что поверхность крышки, соприкасающаяся с карте­ром коробки передач, не имеет повреждений.

Небольшие повреждения поверхностей устраните шлифовальной шкуркой. Если детали сильно пов­реждены или изношены - замените их новыми.

Сальники. Без необходимости не выпрессовывайте сальники, так как при выпрессовке возможно его повреждение. Проверьте сальники и убедитесь, что на рабочих кромках нет неровностей и большого износа. Износ рабочей кромки сальника по ширине допускается не более 1 мм. Даже при незначитель­ном повреждении сальник замените новым.

Валы. Проверьте состояние зубьев шестерен пер­вичного и вторичного валов и убедитесь, что зубья не имеют сколов, забоин и износа.

Проверьте состояние посадочных поясков валов, на которых расположены подшипники. На них не должно быть задиров и износа.

Шлицы и канавки валов тоже не должны иметь вмятин, задиров и износа. При наличии дефектов, затрудняющих сборку деталей — замените валы новыми.

Шестерни. На торцах зубьев венца синхронизато­ра не должно быть значительного смятия или сколов. Пятно контакта между зубьями шестерен в зацепле­нии должно распространяться на всю рабочую по­верхность зубьев; указанная поверхность зубьев не должна иметь износа.

Подшипники. Шариковые и роликовые подшип­ники должны быть в

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

24

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

безукоризненном состоянии. Радиальный зазор в шариковых подшипниках не должен превышать 0,04 мм, в роликовых— 0,07 мм. На поверхностях шариков и роликов, а также на дорожках качения колец повреждения не допуска­ются. Поврежденные подшипники замените новыми.

Штоки, вилки. Деформация вилок, штоков и ры­чагов выбора и переключения передач не допускает­ся. Штоки должны свободно скользить в отверстиях картера и во втулках.

Ступицы, муфты, блокирующие кольца синхрони­заторов. Проверьте, чтобы ступицы не имели пов­реждений, особенно на поверхностях скольжения муфт. Особое внимание обратите на состояние торцов зубьев муфт. Не должно быть чрезмерного изно­са блокирующих колец: при осевом зазоре между торцем блокирующего кольца и торцом зубчатого венца синхронизатора шестерни 0,6 мм и менее замените кольца новыми. Не допускаются повреж­дения или следы заедания на шариках, пружинах и сухарях. Возможные неровности, препятствующие свободному скольжению муфт и блокирующих ко­лец, устраните бархатным напильником. Детали, имеющие повреждения и износ, замените новыми.

Дифференциал. Проверьте состояние поверхности оси сателлитов, полуосевых шестерен, сателлитов и
соприкасающуюся с ними сферическую поверхность коробки дифференциала. Проверьте состояние по­садочных поясков для подшипников на коробке дифференциала.

При незначительных повреждениях поверхностей устраните неровности мелкозернистой шкуркой, а при значительных - замените детали новыми.

Механизм выбора и привод переключения передач. Проверьте состояние рычага выбора передач перед­него и заднего хода, осей рычага выбора передач и блокировочных скоб. Изношенные, поврежденные или деформированные детали замените.

Проверьте состояние штока выбора передач, креп­ление и состояние рычага штока выбора передач, состояние сальника и защитного чехла. Изношен­ные, поврежденные или деформированные детали замените.

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

25

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

Проверьте посадку рычага переключения передач в шаровой опоре. Рычаг должен свободно поворачи­ваться в опоре, без заедания; рычаг после утапливания вниз до упора должен полностью вернуться в исходное положение. Не должно быть ощутимых люфтов в шарнире, соединяющем рычаг переключе­ния с тягой привода. Не допускается деформация реактивной тяги привода и повреждения защитных чехлов. Деформированную тягу замените или вы­правьте.

 

3.5. Сборка коробки передач

Сборку коробки передач проводите в последова­тельности, обратной разборке. При этом учитывайте следующее:

—     прежде чем крепить шарнир тяги  и  рычаг выбора к штоку выбора передач, обезжирьте резьбовые отверстия в корпусе шарнира и в ступице рычага, а также винты крепления, нанесите на резьбу винтов
специальный клей ТБ-1324 и затяните их.

Примечание. Винты крепления рычага и шарнира имеют разную длину, покрытие и моменты затяжки. Винт крепления рычага фосфатирован (темного цвета) длиной 19,5 мм, момент его затяжки 33,6 Нм (3,4 кгсм), а винт крепления шарнира -кадмирован (золотистого цвета), длиной 24 мм, момент его затяжки 19,1 НМ (1,95 кгсм).

перед установкой сальников первичного вала, сальников полуосей и штока выбора передач, а так же вала вилки выключения сцепления смажьте тон­ким слоем смазки ЛИТОЛ-24 рабочую поверхность сальников и смазкой ШРУС-4 втулки вала вилки выключения сцепления;

после установки штока выбора передач в картер сцепления, проверьте, чтобы фланец наконечника шарнира входил  внутрь  канавки  чехла  по  всему
периметру;

—     заложите смазку ЛСЦ-15  в шаровую  опору рычага переключения передач;

крепежные детали затягивайте определенными моментами;

вторичный вал собирайте в последовательности, обратной разборке,

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

26

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

заменив стопорные кольца синхронизаторов новыми. После запрессовки ведущей шестерни главной передачи, установите стопорное кольцо и убедитесь, что оно полностью размес­тилось в канавке. Внутреннее кольцо подшипника вторичного вала запрессуйте до упора в стопорное кольцо.

При сборке синхронизатора блокирующие кольца устанавливайте так, чтобы напротив гнезд ступицы под пружины фиксаторов расположились выступы меньшей высоты, а не большей, иначе после сборки не будут переключаться передачи.

Для облегчения установки фиксатора, на его ша­рик нанесите немного консистентной смазки, вло­жите его в сухарь и, отжав пружину отверткой в сторону его гнезда, установите на место сухарь в сборе с шариком. При этом напротив шарика долж­но быть расположено гнездо (наибольшей глубины) в скользящей муфте.

Сборку дифференциала проводите в последова­тельности, обратной разборке, предварительно сма­зав маслом полуосевые шестерни и сателлиты. Осе­вой зазор шестерни полуоси должен быть не более 0,4 мм, а момент сопротивления вращению шестерен дифференциала не должен превышать 10,0 Нм (1,0 кгсм). При увеличенном зазоре, являющемся при­знаком износа деталей дифференциала, замените изношенные детали новыми.

Оправкой 67.7853.9565 напрессуйте на коробку дифференциала внутренние кольца подшипников, предварительно установив ведущую шестерню при­вода спидометра.

Установив картер сцепления на стенд для сборки коробки передач, оправкой 67.7853.9563 запрессуй­те в гнездо сальник штока, а затем вставьте в отвер­стие картера шток выбора передач и закрепите на нем рычаг штока.

В отверстие под передний подшипник вторичного вала установите маслосборник и оправкой 67.7853.9574 запрессуйте в гнезда картера сцепления наружные кольца роликовых подшипников первич­ного и вторичного валов в сборе с сепараторами (рис. 17). На первичный вал напрессуйте внутрен­нее кольцо переднего подшипника. Наружные коль­ца подшипников дифференциала

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

27

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

запрессовывайте оправкой 67.7853.9575.

Рис. 17. Запрессовка подшипника вторичного вала:

1 – оправка 67.7853.9574

 

Установите механизм выбора передач, убедив­шись, что рычаг штока выбора передач правильно занял свое положение относительно рычага механизма выбора передач. Закрепите механизм выбора передач.

Запрессуйте сальники полуосей, при этом обрате внимание, что для правой полуоси, т.е. в карте сцепления сальник должен быть с правой насечкой,  а в картере коробки передач для левой полуоси - сальник с левой насечкой и направление стрелок на корпусах сальников должно совпадать с направлением вращения привода колес при переднем ходе автомобиля. Запрессуйте сальник первичного вала в картер сцепления, выдержав размер (4,2+0,2) (см. рис. 2) так, чтобы рабочая кромка сальника расположилась на полированном пояске вала.

Установите в картер дифференциал. Чтобы полуосевые шестерни при сборке не сместились с посадочных мест, зафиксируйте одну из них со сторон картера сцепления технологической оправкой или заглушкой, применяемой при транспортировке юбки передач.

Напрессуйте на первичный и вторичный ват париковые подшипники и установите в картер сцепления одновременно первичный и вторичный валы

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

28

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

сборе с шестернями. После чего установите ось с шестерней заднего хода, при этом следите, чтобы вилка заднего  хода вошла в  паз промежуточной шестерни. Затем установите штоки переключений 1ередач и закрепите вилки на штоках (рис. 18).

 

Рис. 18. Установка штоков и вилок переключения передач

 

Установите в гнездо картера магнит.

Подберите регулировочное кольцо подшипников дифференциала.

Установите в гнездо картера коробки передач подобранное регулировочное кольцо и оправкой 67.7853.9575 запрессуйте наружное кольцо ролико­вого конического подшипника дифференциала.

Установите на место привод спидометра.

Перед установкой картера коробки передач на картер сцепления нанесите по периметру герметик ТБ-1215 или КЛТ-75ТМ непрерывным валиком ди­аметром 2 мм.

Установите на картер сцепления картер коробки передач и закрепите его болтом и гайками. Устано­вите в канавки подшипников первичного и вторич­ного валов установочные кольца. Установите упор­ную пластину и ударной дрель-отверткой заверните винты, заменив при этом разрезные шайбы на новые. На первичный вал установите ведущую шестерню V передачи, на вторичный вал — шайбу, втулку, шестерню ведомую V передачи, блокирующее кольцо, синхронизатор и вилку V передачи, упорную пласти­ну сухарей синхронизатора.

 

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

29

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

Наверните гайки и затя­ните их динамометрическим ключом, после чего зачеканьте гайки. Длина зачеканки должна быть 3,5—4 мм и не должна переходить на резьбу вала. При заворачивании гаек на валах застопорите пер­вичный вал приспособлением 41.7816.4070.

Установите на место фиксаторы штоков и вилки заднего хода, заверните пробки фиксаторов. Завер­ните болт крепления вилки V передачи.

На картер коробки передач нанесите герметик ТБ-1215 или KJIT-75TM непрерывным валиком диамет­ром 2 мм, установите заднюю крышку и закрепите ее гайками. Подбор регулировочного кольца подшип­ников дифференциала

Подшипники дифференциала должны монтиро­ваться с предварительным натягом 0,25 мм (для контроля 0,15—0,35 мм). Натяг обеспечивается под­бором толщины регулировочного кольца 13 (см. рис. 2), устанавливаемого в гнезде картера коробки передач под наружным кольцом подшипника диф­ференциала.

Примечание. Подбор толщины регулировочного кольца I проводите при замене одной из следующих деталей: коробки I дифференциала, подшипника дифференциала и картеров I сцепления или коробки передач.

Определяют толщину регулировочного кольца приспособлением 67.7824.9517 в следующей последовательности:

— запрессуйте наружное кольцо роликового кони­ческого подшипника 3 вместе с установочным коль­цом 4 (рис. 19) в картер коробки передач;

Примечание. Установочное кольцо 4 имеет постоянную толщину, равную 1,25 мм.

― запрессуйте наружное кольцо другого подшипника дифференциала в картер сцепления. При этом следите чтобы не перепутать наружные кольца под­шипников дифференциала;

установите дифференциал в картер коробки передач и, закрыв его картером сцепления, затяните не менее трех гаек, равноудаленных друг от друга, крепящих картер коробки к картеру сцепления (мо­мент затяжки 24,5 Н-м  (2,5 кгс-м)).  После чего проверните дифференциал для самоустановки подшипников на 2—3 оборота;

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

30

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

 

 

Рис. 19. Схема подбора толщины регулировочного кольца подшипников дифференциала:

1 – индикатор; 2 – опорная оправка; 3 – подшипник дифференциала; 4 – установочное кольцо; 5 - оправка

 

 

установите опорную оправку 2 на коробку дифференциала и закрепите при помощи универ­сальной державки индикатор 1 с удлинителем. Нож­ку индикатора установите на опорную оправку с предварительным натягом, равным 1 мм, и в этом положении зафиксируйте индикатор, а стрелку его установите на нуль;

перемещайте снизу дифференциал и следите за
показанием индикатора;

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

При измерении осевого перемещения дифференциала не поворачивайте его, чтобы не исказить результаты измерения.

По формуле S = А + В + С подсчитайте толщину регулировочного кольца подшипников дифферен­циала, где:

S— толщина регулировочного кольца;

А— величина осевого перемещения дифференци­ала;

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

31

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

В— величина предварительного натяга подшип­ников дифференциала;

С— толщина установочного кольца (величина постоянная).

Пример. Показание индикатора при перемещении дифференциала равно 1,00 мм. Величина предвари­тельного натяга подшипников дифференциала равна 0,25 мм, толщина установочного кольца — 1,25 мм. S = 1,00 + 0,25 + 1,25 = 2,50 мм.

После определения толщины регулировочного кольца, разъедините картера сцепления и коробки передач, снимите дифференциал, выпрессуйте съем­ником 67.7801.9526 наружное кольцо подшипника из картера коробки и вместо установочного кольца 4 установите подобранное регулировочное кольцо. Запрессуйте оправкой 67.7853.9575 наружное коль­цо подшипника дифференциала и установите диф­ференциал в. картер коробки передач и, закрыв его картером сцепления, затяните гайки крепления ко­робки передач к картеру сцепления.

Проверьте динамометром 02.7812.9501 момент сопротивления проворачиванию дифференциала. Для чего пропустите наконечник динамометра через от­верстие коробки дифференциала (для вала привода колеса) до обхвата им оси сателлитов. Проверните рукоятку динамометра на несколько оборотов по часовой стрелке и по шкале определите момент сопротивления проворачиванию. Он должен быть: для новых подшипников 147—343 Нем (15—35 кгс-см), для приработанных подшипников как ми­нимум 30 Н-см (3 кгс-см).

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

32

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

4. Техника безопасности и пожаробезопасность при проведении технического обслуживания  и ремонта коробки передач.

Одним из основных мероприятий по обеспечению безопасности труда являются обязательный инструктаж вновь принимаемых на работу и периодический инструктаж всех работников предприятия. Все работники независимо от производственного стажа и квалификации должны 1 раз в 6 мес. проходить повторный инструктаж, во время которого разбирают допущенные нарушения. Каждый инструктаж регистрируется в журнале.

Запрещается техническое обслуживание автомобиля с работающим двигателем, за исключением случаев его регулировки.

Подъемно-транспортное оборудование должно быть в исправном состоянии и использоваться только по своему прямому назначению.

Во время работы не следует оставлять инструменты на краю смотровой канавы, на подножках, капоте или крыльях автомобиля.

Во время разборки и сборки узлов и агрегатов следует применять специальные съемники и ключи. Трудно снимаемые гайки сначала нужно смочить керосином, а затем отвернуть ключом. Отвертывать гайки зубилом и молотком не разрешается.

Запрещается загромождать проходы между рабочими местами деталями и узлами, а также скапливать большое количество деталей на местах разборки.

Рабочий инструмент следует содержать в исправном состоянии.

Чтобы предупредить возникновение пожаров, надо соблюдать следующие основные правила.

Курить только в отведенных для этого местах. Не пользоваться открытым огнем.

Баять бензобак можно только хорошо промытый и пропаренный, не содержащий паров бензина, которые при пайке могут воспламениться.

Все подтекания топлива необходимо устранять немедленно во

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

33

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

избежание возгорания автомобиля.

Масло и топливо попавшее на поверхность, надо удалять ветошью, а промасленную ветошь складывать в металлические ящики с крышками.

Необходимо периодически осматривать состояние электропроводки и электрооборудования.

Запрещается тушить загоревшиеся нефтепродукты водой, так как они всплывают на поверхность и, окруженные воздухом горят еще сильнее. В случае воспламенения нефтепродуктов пламя тушат огнетушителем, засыпают землей или песком, прикрывают брезентом или войлоком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

34

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

Список использованной литературы.

 

1. Карагодин В.И., Шестопалов С.К. Слесарь по ремонту автомобилей. М., 1990.

2. Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей. М., 2002.

3. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей: ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112. М., Ливр.1995.

 

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

 

 

 

35

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz